КАЖДОМУ СВОЕ
Опыт проведения диагностического
обследования
детей при поступлении в школу
Окончание. См. № 38,
2002 г.
БОЯТЬСЯ НЕ СЛЕДУЕТ
После
ознакомления родителей с трудностями, которые
ожидают детей в первом классе, им говорится, что,
по мнению педагогического коллектива школы,
благом для ребенка является поступление в такой
первый класс, к требованиям которого он
подготовлен и в котором мог бы успешно учиться.
И далее родителям сообщается о том, что для
оказания им помощи в выборе для ребенка учебного
заведения, класса и системы обучения психолог
проводит диагностику психологической
готовности детей к школе.
Причем диагностическое обследование является
обязательным для каждого ребенка, поскольку
администрация и педагогический коллектив школы
считают своим долгом предупредить родителей о
возможных будущих проблемах детей в обучении,
дать необходимые рекомендации учителям и
родителям по коррекционно-воспитательной
работе.
Родителей информируют о том, что такое
обследование не является нарушением правил
приема детей в школу, так как окончательный выбор
учебного заведения и класса остается за ними.
Здесь родителям важно дать понять, что в их
интересах выявить имеющиеся проблемы детей и
обсудить их с психологом. Это нужно для того,
чтобы подобрать для ребенка оптимальные условия
обучения.
Кроме этого, родителей надо предупредить, чтобы
они не пугали детей диагностическим
обследованием и не создавали для них стрессовой
ситуации. Ребенку можно сказать, что он идет к
психологу, для того чтобы тот посмотрел, чему
ребенок уже научился, помог выбрать класс и
подсказал, чем еще надо позаниматься, чтобы легче
и интереснее было учиться в первом классе.
Не следует бояться обследования и самим
родителям. Несмотря на все трудности обучения в
первом классе, большинство детей успешно
справляется с учебной программой. Главное – не
прятать возникающие проблемы, а своевременно их
обнаруживать и конструктивно решать.
Бывают случаи, что после получения подобной
информации родители приходят к выводу, что их
дети не готовы к обучению в гимназии. Но для
многих родителей выбор оптимальных условий
обучения для ребенка становится действительной
проблемой, и они приходят на диагностическое
обследование, чтобы получить профессиональную
рекомендацию психолога.
НЕОБЫЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
Диагностическое обследование можно проводить
в любой форме. Здесь мы представляем наш
позитивный опыт проведения групповой
диагностики.
Главная особенность всех видов обследования у
нас в школе — это обязательное присутствие
родителей: они должны видеть проблемы ребенка и
понимать необходимость их решения.
Обследование проводится с группой, состоящей
обычно из 4–5 человек, в крайнем случае
количество обследуемых может доходить до 7
человек.
Диагностическое обследование напоминает
обычное школьное занятие и имеет
продолжительность 40–45 минут. В основе
диагностики лежит идея о том, что
психологические проблемы детей (низкий уровень
развития внимания, памяти, мышления,
неусидчивость, повышенная утомляемость, низкая
мотивация и пр.) проявляются не только при
выполнении ими специальных психологических
тестов, но и в обычной учебной деятельности.
В качестве тестовых могут использоваться любые
задания, которые являются для детей посильными,
но в то же время требуют определенной
собранности и старания.
Эти задания подобраны нами в сотрудничестве с
учителями, чтобы вместе с психологической
готовностью детей к обучению в школе проверять и
их специальную подготовку.
Здесь есть упражнения на мотивационный выбор, на
фонематический анализ, на знание счета и на
саморегуляцию (графический диктант).
Во время обследования родители сидят за
последними партами и наблюдают за поведением
детей, которые занимают первые парты.
АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ
На занятии психолог фактически выступает в
роли педагога. После проведения занятия психолог
собирает листы с заданиями и сразу проводит
индивидуальные консультации для родителей с
детьми. Здесь он уже выступает в роли психолога.
Родителям нужно показать психологические
причины затруднений ребенка на занятии (если,
конечно, эти затруднения имелись). Например, если
задания были выполнены с ошибками или вообще не
выполнены, психолог может задать ребенку
наводящие вопросы, напомнить условия задания,
эмоционально поддержать его, то есть оказать
дополнительную дозированную помощь, при
получении которой ребенок справляется с
заданием. Объем и вид этой помощи зависит от
психологических особенностей ребенка (развития
внимания, памяти, мотивации и пр.).
Проводя анализ оказанной помощи, психолог
выходит непосредственно на проблемы ребенка. Он
показывает родителям, что выполнение таких
заданий ему вполне по силам (поэтому он их в итоге
и выполнил), но при этом ему потребовался
определенный дополнительный объем помощи (они
сами видели, какой).
Выявленные проблемы в развитии ребенка не
являются чем-то ситуативным и быстропоправимым,
они отражают особенности его психического
развития. Для ликвидации этих проблем нужно
затратить немало времени и приложить немало
усилий. Развить внимание или усидчивость,
наверное, сложнее, чем научить читать или
считать. Поскольку в условиях урока учитель не
сможет регулярно оказывать ребенку помощь, в
которой он нуждается, то, вероятнее всего,
первоклассник будет испытывать большие
трудности при усвоении учебного материала.
По результатам подобной диагностики можно
судить о психологической готовности ребенка к
школе и в соответствии с этим рекомендовать
родителям для выбора класс, в котором их малыш
сможет успешно учиться.
АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ ДОВОДЫ
Если во время индивидуального собеседования
выясняется, что ребенок испытывает какие-то
частные затруднения, то это также является
весьма ценной информацией для родителей. Можно
выявить актуальные направления работы с
ребенком и определить для него оптимальную
программу обучения.
Для того чтобы дать родителям рекомендации по
коррекционно-воспитательной работе, психолог
обращается к анализу причин, которые привели к
образованию имеющихся у ребенка психологических
проблем.
Причинами психологических проблем чаще всего
являются какие-то элементы стиля
взаимоотношений детей с родителями и другими
близкими людьми. Эти проблемы обычно проявляются
не только в учебной деятельности, но и в любой
другой. Соответственно и корректировать
проблемы можно в любых бытовых ситуациях.
Рекомендации по коррекционно-воспитательной
работе практически сводятся к коррекции
взаимоотношений малыша с родителями (и другими
близкими). У будущего первоклассника необходимо
воспитывать самостоятельность, ответственность,
собранность при выполнении любой деятельности.
При этом важно нацеливать родителей на работу в
зоне ближайшего развития ребенка. Нельзя ожидать
и требовать от него быстрых изменений. Например,
если ребенок привык к повышенной опеке, то к
самостоятельности его надо приучать постепенно.
С одной стороны, надо формировать желание стать
более самостоятельным, а с другой стороны, давать
для выполнения только такие задания, с которыми
он может сам успешно справиться. Если ребенок с
заданием не справляется, значит, оно на данном
этапе развития самостоятельности слишком
сложное, находится за пределами зоны ближайшего
развития.
Если родители говорят, что какие-либо
психологические проблемы ребенка присущи ему с
рождения, то тем более важно подобрать такие
условия обучения, в которых он сможет успешно
учиться.
Если психолог правильно диагностирует проблемы
ребенка, то родители обычно с этим легко
соглашаются. Если далее психолог показывает,
какие особенности взаимодействия родителей с
ребенком привели к образованию этих проблем, то
родители часто признают свои ошибки в
воспитательной работе и начинают понимать
необходимость коррекции своих взаимоотношений с
ребенком.
ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
В
результате остается оценить совокупность
данных: способности ребенка и его здоровье,
желание родителей и их возможности в оказании
ему коррекционно-развивающей и учебной помощи.
На основании этой оценки психолог вместе с
родителями подбирает оптимальные условия
обучения.
Родители иногда предлагают записать ребенка в
класс, к которому он недостаточно подготовлен, но
при этом обязуются взять его под особый контроль:
активно оказывать помощь, проводить необходимую
коррекционно-развивающую работу и внимательно
следить за успеваемостью и состоянием здоровья.
В этом случае после первого полугодия нужно
посмотреть, каковы будут успехи ребенка и сможет
ли он дальше учиться в этом классе. Часто бывает,
что подобная позиция родителей приносит свои
плоды и ребенок успешно адаптируется к учебе в
выбранном классе.
На практике, несомненно, возникают разные
ситуации: бывает, что интересы ребенка у
родителей стоят не на первом месте, их больше
волнует престиж, удобство посещения гимназии
из-за ее близости к дому и пр. Но в любом случае
проведенная психологом работа не является
напрасной. Если ребенок поступит в первый класс,
к которому он недостаточно подготовлен, и будет
испытывать большие трудности в обучении, то у
психолога с учителем будут веские аргументы при
последующих беседах с родителями.
При явно выраженных характерологических
проблемах ребенка и в целом достаточно хорошей
специальной подготовке часто бывает более
важным выбор подходящего учителя, а не системы
или программы обучения. И в этом вопросе психолог
также может оказать помощь родителям.
В заключение хочется еще раз отметить, что
обучение ребенка в условиях, к которым он
психологически подготовлен и в которых может
быть успешным, является для него и благом, и
правом, которое надо отстаивать. Мы хотели бы
найти единомышленников в этом вопросе. Мы
надеемся, что в образовательной среде изменится
отношение к диагностическому обследованию
дошкольников: и педагоги и родители будут
рассматривать его как важную и необходимую
помощь ребенку.
Виктор ЦЫЛЁВ,
педагог-психолог гимназии № 6
Валентина ОРЛОВА,
педагог-психолог прогимназии № 40,
г. Мурманск |