Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2002


КОЛЛЕГИ

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИЗ КАТЕГОРИИ «ПОВЫШЕННОГО РИСКА»

1. Приюты для детей, нуждающихся в экстренной помощи
Туда дети определяются на срок до 30 дней или до того момента, когда они смогут вернуться домой или будут переданы на попечение.
2. Приемные (фостерные) семьи
Семьи, которые согласны принять к себе ребенка и заботиться о нем до тех пор, пока он сможет вернуться к своим родителям или будет усыновлен другой семьей. Эта модель наиболее распространена в США и охватывает 565 тыс. детей. Хотя такой способ временного размещения детей является самым экономичным, он не дает ребенку чувства стабильности.
3. Приемный (фостерный) дом, в котором семья имеет специальную психотерапевтическую подготовку
В такие семьи размещаются дети, у которых наблюдаются умеренные или сильные эмоциональные отклонения. Там создаются специальные условия для прохождения ребенком психотерапевтического лечения.
4. Дома для размещения больших групп детей
Небольшие жилые комплексы, где находятся группы детей до 12 человек. Это похоже на фостерную семью.
5. Дом детей
Такие приюты, как правило, поддерживаются и управляются благотворительными или церковными группами. По сути, они являются более современными вариантами детских домов с элементами и обязанностями, напоминающими семейную обстановку. В таком доме муж и жена являются штатными сотрудниками, к ним прикрепляется группа детей от 8 до 10 человек.
Часть этих детей возвращается к своим родителям после окончания консультационного курса с психологом и психотерапевтом. Некоторые остаются в доме до достижения совершеннолетнего возраста и получения среднего образования. Дети в этих домах имеют полную свободу передвижения и посещают занятия в местных школах.
6. Центры по лечению детей
Это учреждение с более строгим режимом, где проводится работа с детьми, у которых наблюдаются значительные отклонения в эмоциональном состоянии и поведении. Учреждения такого рода окружены забором, и там нет свободы перемещения, позволенной в других приютах.
7. Выездные лагеря с элементами приключения и преодоления препятствий
Эти лагеря по своим задачам напоминают лечебные центры. Главное их отличие заключается в том, что дети помещаются в необычные обстоятельства и в необычные места, например в глухой лес, где они живут в палатках и должны научиться не только жить там, но и налаживать отношения с другими детьми.
8. Психиатрические больницы
В таких заведениях содержатся дети с психическими расстройствами. Часто туда направляются те, кто предпринял неудачную попытку самоубийства. В связи с тем, что лечение стоит очень дорого, в психиатрические больницы попадают дети, имеющие медицинскую страховку, или те, чьи родители получают государственное пособие, покрывающее такого рода лечение.
9. Учреждения для тех, кто страдает пристрастием к алкоголю или наркотикам
Эти учреждения создаются для детей, состояние которых и отношение к наркотикам и алкоголю не изменилось после курса психотерапии. Они помещаются под длительное наблюдение, обеспечивающее групповые и индивидуальные занятия по избавлению от вредных привычек.
10. Исправительные и лечебные заведения
Туда направляются дети более старшего возраста, которые совершили преступления и поэтому должны быть помещены под строжайшую охрану, чтобы обеспечить безопасность других людей. Сроки, на которые они помещаются в эти заведения, различны, и упор делается на их исправление.
(Из статьи Майка Номуры «Тенденция развития американских заведений по обслуживанию детей»)