Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №41/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

А.Л. Сиротюк
М.: ТЦ Сфера, 2002

Непоседливые, неугомонные, не умеющие ни на чем сосредоточиться дети — одна из самых больших проблем для учителя начальной школы. Конечно же, при этом страдают также и родители, и сами дети. Родители изо всех сил стремятся помочь своему ребенку, но без помощи специалистов — психологов, дефектологов, врачей — в таких случаях обычно не обойтись. Воздействие же на ребенка, несомненно, должно быть комплексным: и родители обязательно должны внести свою лепту в коррекцию поведения и развития личности ребенка.
Главная ценность книги А.Л. Сиротюк заключается в том, что в ней родителям и педагогам рассказывается в доступной форме о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Причем даже первые три главы, несмотря на то что они раскрывают очень сложные темы («Схема онтогенеза головного мозга ребенка», «Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности», «Нейропсихологические причины и механизмы синдрома дефицита внимания и гиперактивности»), будут вполне понятны и родителям, и учителям начальной школы.
В главе, посвященной диагностике таких детей, приводятся достаточно известные тесты: самоконтроля и произвольности, устойчивости внимания, Тулуз—Пьерона и др. Но эти тесты даются в удобной и понятной даже для неспециалиста форме.
Изюминка же книги — это, несомненно, программа нейропсихологического развития и коррекции для гиперактивных детей. Данная программа рассчитана на специалистов, но в ней так подробно и понятно описаны все упражнения, что родители при желании могут использовать фрагменты этой программы в домашней обстановке.
Программа состоит из 16 занятий. Показательна их структура. Каждое состоит из растяжки, дыхательного упражнения, глазодвигательного упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, функциональных упражнений (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативных и когнитивных упражнений, элиминации (исчезновения) гнева и агрессии, релаксации.
Упражнения для программы подобраны автором интересные, не совсем обычные. Дети младшего школьного и младшего подросткового возраста (а именно им адресована программа) без сомнения будут с удовольствием их выполнять.
В книге есть отдельная глава, где даются практические рекомендации родителям и учителям гиперактивного ребенка. Правда, эти рекомендации представлены в очень сжатом виде: они как бы подытоживают то, что сказано в предыдущих главах книги.
Автор также считает, что при взаимодействии учителей и родителей с гиперактивными детьми в школе и дома нередко возникают конфликтные ситуации и стрессовые состояния как у самих детей, так и у взрослых. По этой причине в данном издании кратко описаны способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния.
Так что книга во всех отношениях полезная. Взрослые смогут помочь ребенку преодолеть свою болезнь, а также сумеют успешно справиться с ситуациями, возникающими вокруг гиперактивных детей.

Ирина АРТЮХОВА