Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2002


ИГРОТЕКА

ИГРЫ С ЛЕНЬЮ

Окончание. См. № 41, 2002 г.

ИГРА № 2

ИГРА № 3

Как показывает практика, на данном уровне возможны следующие варианты выполнения первого задания игры № 1:
а) ребенок принимает правила игры, старательно зарисовывает лень, успешно копируя образец «кладки» и следуя инструкции; задание воспринимается как забавная игра, спокойно и/или с интересом (такой тип выполнения характерен для детей с достаточно высоким уровнем произвольности);
б) инструкция соблюдается, рисунок соответствует образцу, но выполняется с заметным напряжением, часто — по линейке (чаще всего эта тактика сочетается с повышенной тревожностью);
в) кирпичи рисуются, но образцу не соответствуют (неправильный тип «кладки»), часто отличаются большим размером, особенно — в высоту (чтоб поскорее закончить задание); после указания на несоответствие образцу размера кирпичей может рисоваться мелкая сеточка — размер уменьшается, но «кладка» по-прежнему неправильная (этот тип выполнения задания типичен для детей с низким уровнем произвольной концентрации и устойчивости внимания, высокой утомляемостью);
г) после получения инструкции лень зачеркивается или закрашивается; ребенок при этом действует импульсивно, его движения резки, штрихи выполняются с заметным нажимом (вплоть до порванной бумаги); рисовать по правилам ребенок отказывается, объясняя это тем, что лени не видно и так (этот тип поведения очень часто сочетается с гиперактивностью; также в этом случае желательно провести диагностику уровня тревожности и агрессивности школьника).
На данном этапе можно отследить, насколько ребенок следует инструкции, способен ли он действовать по образцу, может ли выбрать более экономичную тактику выполнения задания. Если же возникнут трудности собственно с произвольностью («я устал, «надоело!», «больше не хочу»), следует обратить внимание ребенка на то, что это — происки лени: «Это же она старается тебя победить! Неужели мы ей это позволим?»
Здесь очень важна поддержка психолога, его живое участие в процессе, заинтересованность и определенный азарт. Психолог должен выступать вместе с ребенком против его лени, и значение этого взаимодействия трудно переоценить.

Инструкция к игре № 1
А вот теперь наше главное задание. Видишь рамочки (см. «Школьный психолог» № 41)? В одной из них ты можешь создать картину, но не просто, а... точками (показывается пример такого рисунка). Видишь, точками можно нарисовать все что угодно. Выбери рамочку. Если ты уверен, что сможешь нарисовать большую картину точками, выбирай рамку побольше, если не совсем уверен — поменьше. Итак...
Примечание: На этом этапе важно отметить следующие моменты.
1. Какую рамку выбирает ребенок, какова его уверенность в своих силах, насколько высок уровень притязаний. Возможно, он импульсивно выбирает самую большую рамку, но рисует в ней что-либо маленькое, не требующее больших усилий (карандаш, солнце, линейка и т.д.). Возможно, вопреки инструкции школьник последовательно заполняет все рамочки разнообразными, тщательно прорисованными картинками. Выбор ребенка и его дальнейшие действия могут свидетельствовать о завышенном или заниженном уровне притязаний, об уверенности в себе, самооценке, а также о соответствии уровня притязаний возможностям ребенка.
2. Что именно рисует ребенок в рамочках. Чаще всего рисунки точками представляют собой своеобразную «пробу пера» — ребенок пробует использовать новую технику и рисует что-то стандартное — солнышко, героя мультфильма, дерево, домик, автомобиль. Однако в ряде случаев ребенок может изобразить сюжеты нестандартные, требующие дополнительного разъяснения. Необходимо после выполнения задания побеседовать с ребенком о созданных картинах, задать уточняющие вопросы. Иногда это служит началом коррекционной работы в сфере эмоциональных проблем ребенка, помогает их выявить и озвучить.
3. Как рисует ребенок. Возможно, вместо точек он рисует маленькие кружочки, возможно, его движения настолько порывисты и неточны, что вместо точек получаются резкие штрихи. В этом случае следует провести дополнительную углубленную диагностику развития мелкой моторики, а также уровня утомляемости.
Игры № 2 и № 3 проводятся аналогичным образом.

Татьяна ГРОМОВА,
психолог частной школы
«Перспектива»,
г. Москва