Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАНИЯ

М.: Сфера, 2002

Честно признаюсь, я озадачен. С одной стороны, как говаривал некогда великий вождь, «очень своевременная книга». Значит, нужно рецензировать. С другой стороны, кхм... м-да. Как рецензировать сборник нормативно-правовых документов? Разбирать их содержание? Так ведь без специального юриста не разберешься. Критиковать подборку? Похоже, не подкопаешься, нашел все, что имеет смысл. Делать «выжимку»? Так мы уж делали, и не раз (помните Краткий юридический справочник «Школьного психолога»?)
Ну ладно, делать нечего, место на странице отведено, придется его занять какими-нибудь словами, имеющими отношение к разбираемому предмету.
Подборка документов действительно хорошая. Ее качество гарантируется авторитетом составителя — это хорошо знакомый читателям «Школьного психолога» И.М. Каманов, начальник отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ. Что ж, кому, как не ему, знать, какие документы необходимы педагогам-психологам образования.
Радует, что в подборку не вошли некоторые документы, регулярно публикуемые в подобных сборниках, но вносящие лишь путаницу. Например, наше любимое министерство не раз умудрялось принять новый документ, не отменив старый. В настоящем издании приведены только «последние версии» тарифно-квалификационных характеристик и распределения рабочего времени педагога-психолога. Отсутствует также знаменитый проект Положения о психологической службе, устанавливавший пресловутую норму в 500 учеников на психолога. Он так и не был утвержден приказом министра и, соответственно, не обрел юридической силы, что не помешало многочисленным публикациям, фактически превращавшимся в дезинформацию.
Так что в плане «ассортимента» все выглядит благополучно. Лишь только Письмо «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию...» (можно, я не буду писать название документа полностью?) ссылается на перечень педагогических работников, который в данной книге не приведен. Так и не понятно, относится ли это письмо к педагогам-психологам. Надеюсь, что относится, в противном случае составитель не включил бы сюда этот документ, дабы не затрагивать и без того болезненную тему. Ведь где она, та компенсация? В иных регионах ее не видят годами...
Но вот чего в книге точно не хватает, так это авторского текста. Одни безличные документы. Я не могу представить себе человека, пусть даже в здравом уме и твердой памяти, который смог бы легко продраться сквозь зубодробительные казенные формулировки. Ну хоть какой-нибудь комментарий можно было написать? Пусть даже в виде ссылок на соответствующие статьи соответствующих документов, а? Ведь все вопросы, которые задают педагоги-психологи по нормативной базе, давно известны и навязли в зубах: тарификация, аттестация, отпуск, надбавка. И пенсия за выслугу лет.
Да, уважаемое министерство и уважаемое издательство! И пенсия за выслугу лет! Даже отсутствие в книге печально знаменитого последнего постановления на эту тему зияет черной дырой. Скажите, есть хоть какая-нибудь надежда?
Ну разве что на следующий выпуск сборника. Видите, во-он там, скромненько, в подзаголовке написано «Выпуск 1»? Значит, будет второй, верно ведь? А если все документы уже напечатаны в этом, то чего ждать от следующего? Правильно, комментариев и постановления о выслуге лет.
Так что ждем-с.

Марк САРТАН