Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2002


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

РАЗВИВАЮЩИЕ УРОКИ

Продолжение.
См. №№ 41, 42, 43, 2000 г.,
3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47 2001 г.,
1, 3, 8, 12, 40, 41, 42, 2002 г.

ЗАНЯТИЕ 27

КАКИЕ БЫВАЮТ ЭМОЦИИ?

ЗАДАЧИ

Показать богатство и многообразие эмоций.
Расширить у детей активный словарь понятий, обозначающих эмоции.
Развивать мимический и жестовый репертуар выражения эмоций.
Способствовать осознанию детьми способов выражения собственных эмоций.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомы, карточки с заданиями для игры «Покажи и угадай эмоцию» (см. приложение 1), схематические рисунки разных эмоций (см. приложение 2 или свой вариант), для каждого ребенка — бланк «Дневник моих эмоций» (см. приложение 3).

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

Дети рассаживаются на стульчики и образуют круг комфортного общения.
Упражнение «От улыбки станет всем теплей» (см. занятие 26, № 42, 2002)

2. Работа по теме

Игра «Покажи и угадай эмоцию»
Психолог. На прошлом занятии мы узнали, что люди и животные переживают самые разные эмоции. Какие это могут быть эмоции, мы сейчас увидим. Каждый из вас получит карточку. Нужно показать, что чувствует тот или иной сказочный герой.
Психолог раздает игрокам карточки с надписью (см. приложение 1), помогает им настроиться, объясняет ситуацию, вызвавшую ту или иную эмоцию, подбадривает неуверенных.
Психолог. А теперь игроки по очереди показывают эмоции своих героев, а мы угадываем, какая это эмоция.
Психолог просит детей называть эмоции либо с помощью существительных (что чувствует, что испытывает данный герой? — страх, радость, интерес, обиду...), либо с помощью глаголов (что делает данный герой? — боится, радуется, интересуется, обижается...).

Беседа-опрос по теме занятия
Психолог. Мы увидели, какими разными бывают эмоции. Давайте снова назовем их. Это — радость, страх, горе/страдание, удивление, грусть, обида, удовольствие, отвращение, презрение, гнев/злость, вина, интерес.
Психолог фиксирует названия эмоций на доске и к каждому названию присоединяет схематический рисунок данной эмоции (см. приложение 2, можно предложить свой вариант). Наличие специального плаката с названиями и схематическими рисунками эмоций значительно облегчает младшим школьникам усвоение этих понятий.
Психолог. Скажите, какие из этих эмоций являются положительными, приятными, а какие — отрицательными, неприятными.
Психолог просит детей аргументировать свои ответы, обобщает разные мнения и значками «+» и «–» указывает принадлежность каждой эмоции к положительной или отрицательной.

Игра «Передача эмоций по кругу»
Психолог
. В этой игре водящий задумывает любую эмоцию и показывает ее без слов соседу слева. Тот должен понять, какая эмоция загадана, и именно ее передает своему соседу слева. Так продолжается до тех пор, пока эмоция не вернется к водящему.
Психолог может быть первым водящим, чтобы показать правила игры. Игра может проходить в несколько раундов.

Проверка домашнего задания
Психолог. Какие истории вам удалось придумать дома? Какие события произошли с вашими героями? Какие эмоции у них вызвали?
Психолог поощряет авторов историй и каждому рассказчику вручает специальную медаль «Знаток эмоций».

3. Подведение итогов

Психолог подводит итоги занятия с помощью вопросов:
Чья история вам больше всего понравилась?
О каких эмоциях мы сегодня узнали?
Какие эмоции относятся к отрицательным?
Какие эмоции относятся к положительным?
Какие игры и задания вам понравились?

4. Домашнее задание

В течение двух недель нужно вести дневник эмоций. Психолог раздает каждому ребенку бланк (см. приложение 3).

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33
541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЯ К ИГРЕ "ПОКАЖИ И УГАДАЙ ЭМОЦИИ"

Интересующийся и любопытный Буратино
Грустный Пьеро
Карабас-Барабас в гневе
Мальвина, удивленная неаккуратностью Буратино
Обиженный кот Леопольд
Золушка, чувствующая свою вину, когда ее ругает мачеха
Царевна Несмеяна, выражающая всем свое презрение
Дюймовочка, которая испытывает отвращение к Кроту
Горюющая Герда, узнавшая о пропаже Кая
Поросята Ниф-Ниф и Нуф-нуф из сказки «Три поросенка»,
в страхе убегающие от волка
Довольный львенок из мультфильма «Львенок и черепаха»
Радостный Винни-Пух, который любит ходить в гости по утрам

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СХЕМАТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДНЕВНИК МОИХ ЭМОЦИЙ

Начиная с сегодняшнего дня ты будешь вести этот ДНЕВНИК. Каждый день ты будешь записывать туда те эмоции, которые у тебя возникали в течение дня. Для этого сначала ты указываешь день, когда ты заполняешь ДНЕВНИК. Потом цветным карандашом или фломастером рисуешь, какого цвета твоя эмоция и шифруешь, то есть обозначаешь ее одним из следующих рисунков: