Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

РАЗВИТИЕ В ДВИЖЕНИИ

В последнее время мне часто приходится работать с детьми, которые испытывают комплекс учебных проблем. Проводя традиционную психологическую диагностику, удается выявить лишь некоторые психологические особенности ребенка, которые могут влиять на учебную деятельность. Но иногда для оказания психолого-педагогической помощи этой информации бывает недостаточно. Специалисту надо попытаться прежде всего понять причину возникающих у ребенка проблем, а это сделать очень трудно. В таких случаях мы рекомендуем родителям этих детей пройти консультацию нейропсихолога, а самим детям при необходимости посещать коррекционные занятия.
Мне, как специалисту, давно занимающемуся диагностикой и коррекцией, захотелось поближе познакомиться с работой нейропсихологов.
Первое мое знакомство с нейропсихологическими методами состоялось на курсах переподготовки психологов. Курсы имели очень заманчивое название: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция отклоняющегося развития. Двигательные тренинги».
Не могу сказать, что мне удалось с первого дня пребывания на курсах понять суть нейропсихологической диагностики. Наверное, просто не хватило знаний по нейропсихологии. Одно стало понятно: нейропсихологическая диагностика позволяет проводить анализ развития высших психических функций и определять слабые стороны психической деятельности ребенка. Эти методики часто используют психологи и дефектологи. Так, например, многим психологам хорошо знакомы такие методики, как «Заучивание 10 слов» (автор — Лурия), составление рассказов по сериям сюжетных картинок.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Во время прохождения стажировки у нейропсихологов я имела возможность присутствовать на индивидуальной диагностике детей и консультации родителей. Специалисты обследовали около 20 учеников нашей школы. Практически у всех детей были выявлены те или иные слабые стороны психической деятельности.
У меня тогда возник вопрос к нейропсихологам: «Встречаются ли дети, у которых никаких проблем в развитии не выявляется?» Специалисты мне ответили, что сейчас таких детей практически нет, все имеют определенные дефекты в развитии. Очень большой процент детей имеет грубые мозговые нарушения, которые влияют прежде всего на учебную деятельность.
Конечно, такой ответ огорчил. Ну, а если нас, взрослых, протестировать при помощи нейропсихологических диагностик, какой будет результат? Думаю, что и среди взрослого населения мало окажется тех, кто не имеет никаких нарушений.
Поэтому, на мой взгляд, проведение углубленной нейропсихологической диагностики — это очень сложное и ответственное дело, которое должен осуществлять квалифицированный специалист. Психолог же может лишь использовать отдельные нейропсихологические тесты, и то только после специального обучения.

ДВИГАЙ ТЕЛО!

В своей работе я стала пользоваться некоторыми нейропсихологическими тестами, которые позволяют исследовать особенности зрительного и слухового восприятия, а также оценить развитие функций блока программирования и контроля, сформированность пространственных представлений, произвольности, моторики рук, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные отношения.
Психологи знают, что после диагностики и проведения качественного и количественного анализа необходимо разрабатывать и проводить коррекционные занятия.
Группа нейропсихологов под руководством А.В. Семенович считает, что целесообразно проводить с такими детьми занятия по развитию двигательной сферы. Причем, по мнению специалистов, неважно, какой дефект выявлен у ребенка. Помочь ему можно только через работу в коррекционной группе.
Во время обучения на вышеназванных курсах нам была изложена суть программы «Развитие двигательной сферы». Все упражнения, предлагаемые в ней, связаны именно с этим. Возникает вопрос: «Почему надо развивать двигательную сферу?»
Для того чтобы скорректировать слабые стороны в психическом развитии ребенка, ему необходимо создать условия для прохождения всех этапов двигательного развития. Нейропсихологи считают, что у детей, не прошедших или не до конца прошедших этапы двигательного развития, возникают проблемы в психическом развитии. Например, очень часто от родителей можно слышать, что их ребенок не ползал, а сразу пошел. Таким образом, этот малыш не прошел один из этапов в двигательном развитии.
Данная коррекционная программа построена на прохождении ребенком всех этапов двигательного развития: лежание на спине, потом на животе, ползание на четвереньках и т.д.
В каждом положении (лежа, сидя и стоя) на занятиях проводятся упражнения, направленные на обучение техникам дыхания, осознание ощущений от собственного тела в пространстве, включение левого и правого полушарий, выстраивание межполушарных взаимосвязей. Сюда включаются глазо-двигательные упражнения, а также напряжение и расслабление тела и его частей.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРИМЕРА

Приведу примеры упражнений из каждого блока.
Каждое занятие начинается с дыхательных упражнений. Ведущий просит детей занять исходное положение: лежа на спине, левая рука лежит на животе, а правая — на солнечном сплетении. Сделать глубокий вдох через нос и почувствовать рукой, как надулся живот. Сделать выдох через нос и почувствовать рукой, как живот вернулся в исходное состояние. Это упражнение называется «Шарик».
Затем дети выполняют упражнения второго блока. Они направлены на включение левого и правого полушарий и выстраивание взаимосвязей между ними. Также эти упражнения формируют у ребенка пространственные представления на уровне собственного тела. Ведущий предлагает детям занять исходное положение: лежа на спине, руки находятся за головой, а ноги согнуты в коленях. На вдохе ребенок должен выполнить наклон вперед и левым локтем коснуться левого колена, на выдохе вернуться в исходное положение. То же самое надо сделать правой рукой и правой ногой. Затем выполняются перекрестные движения рук и ног.
Обратите внимание, что на этом этапе ребенок должен не только выполнять упражнение, но и правильно дышать.
Самыми сложными и энергоемкими считаются глазо-двигательные упражнения. Ребенок занимает исходное положение лежа. В любую руку ведущий дает ему небольшой предмет (это может быть игрушка или карандаш). Затем ребенок должен на расстоянии вытянутой руки перемещать по инструкции взрослого предмет в пространстве (влево, вправо, вверх и вниз). Задача ребенка при этом — четко следить глазами за предметом. Далее в эти упражнения включается язык: перемещая предмет, нужно одновременно следить за ним глазами и в том же направлении двигать высунутый язык.
Упражнения последнего блока направлены на расслабление и напряжение различных мышц. Например, детям предлагают играть в игру «Огонь-лед». После команды «Огонь!» дети двигаются под музыку, после команды «Лед!» дети должны замереть на месте и напрячь названную ведущим часть тела. Эту игру лучше проводить под музыку.
Обратите внимание, что все описанные упражнения отрабатываются в положении лежа.

НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ

Освоить эту программу мне удалось после того, как я прошла стажировку, в которую входило посещение коррекционных занятий. Поэтому могу сказать смело, что только изучение методички под названием «Методика двигательной коррекции двигательной сферы» вряд ли сможет помочь психологу в овладении этой программой. Мне кажется, что нужно пройти через эту программу или посмотреть, как по ней работают специалисты.
В середине первой четверти у меня в школе были сформированы три группы. Две группы — это воспитанники детского сада. И одна группа — учащиеся 2–3-х классов.
В детском саду нам удалось проводить занятия 2 раза в неделю с каждой группой. Наша работа велась параллельно с логопедическими занятиями. В начальной школе занятия проходили только 1 раз в неделю.
Проработав в таком режиме две четверти, я поняла следующее.
Детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста очень сложно объяснить, для чего им нужны такие занятия.
Для отработки упражнений до автоматизма времени не хватает.
Домашние задания, которые предполагает эта программа, родители с детьми не выполняют в силу дефицита времени как у детей, так и у родителей.
Проведение таких занятий один раз в неделю — это пустая трата времени.
Условия школы-полупансиона, где дети находятся с утра до вечера, не позволяют выделить 2 часа в неделю для такого рода деятельности.
Следовательно, эта программа не рассчитана для проведения в учебных учреждениях. По ней можно работать в психологических центрах или в обычных школах, где есть коррекционные классы.
Несмотря на полученный негативный опыт работы с данной программой, ее содержание мне показалось интересным и важным. Тогда я решила, во-первых, использовать ее на индивидуальных занятиях с детьми (гиперактивными и медлительными), а во-вторых, включать некоторые упражнения из программы в свои коррекционно-развивающие занятия с учащимися начальной школы.

НЕ ПО ПРЯМОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Так, например, очень хорошо встраиваются в занятия с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста такие упражнения:
дыхательные техники (упражнение «Шарики»);
напряжение и расслабление различных групп мышц (игра «Огонь-лед»);
перекатывание туловища вперед и назад через препятствия в виде моста, состоящего из тел участников
(упражнение «Бревнышки»);
ползание на четвереньках разными способами: одновременное движение правой руки и правой ноги и наоборот, а также одновременное движение разных рук и ног;
ползание под счет — сколько хлопков, столько надо сделать ползков (упражнение «Собачки»);
перемещение в заданном направлении (упражнение «Двигательный диктант», которое напоминает известную методику «Графический диктант»).
В качестве разминки на уроке мне нравится использовать упражнение «Делай, как я!», которое выполняется под ритмичную музыку. Задача детей — выполнить под счет различные движения руками и ногами. При этом очень важно выполнять эти движения в ритм с музыкой, который постоянно меняется.
Все упражнения дети с удовольствием выполняют не только на занятиях, но и на перемене. Эти упражнения оригинальны, они дают детям возможность подвигаться и пообщаться со сверстниками.
Данные упражнения положительно влияют на формирование пространственных представлений, произвольной регуляции, развивают слухо-моторную память, фонематическое восприятие и, как ни странно, коммуникативные умения и навыки.
Почему-то мне вспомнилось мое детство. Когда я училась в начальной школе, у нас не было никаких психологов, не говоря уже о нейропсихологах. Каким же образом нам удавалось нормально развиваться? А ответ на этот вопрос, мне кажется, очень прост. Практически все дети в то время много времени проводили во дворе: играли с мячом, катались на тарзанках, качались на качелях, играли в «Казаки-разбойники», в настольный теннис, катались зимой на коньках и лыжах. Эти занятия развивали двигательную сферу.
Почему бы и сейчас не создавать условия для организации и проведения с детьми подобных игр? Может быть, тогда нейропсихологам не нужно было бы проводить в школах и садах коррекционные занятия.

Татьяна АЗАРОВА,
педагог-психолог НОУ
«Экономическая школа-лицей»,
г. Москва