Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


МЕТОД
В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПОЛЕЗНАЯ ЭКСПРЕССИЯ

«Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА...»

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...

Н. Матвеева

Предлагаемое занятие способствуют снятию мышечных зажимов, развитию пространственного и творческого воображения, спонтанности в выражении чувств, двигательной и эмоциональной разрядке.
Пластические материалы являются действенным средством в арт-терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости. Лепка из глины эффективна при оказании помощи детям с гиперкинетическим расстройством (Д. Хенли). Индивидуальная творческая работа отвечает потребности субъекта в сохранении личностной идентичности и независимости.
Данная арт-терапевтическая техника подходит для работы со всеми возрастными группами.

МАТЕРИАЛЫ

Пластилин, глина, листы картона формата А4, гуашь, акварель, мелки, веревки длиной 1–1,5 м, аудиозаписи музыкальных композиций.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

1. Настрой («разогрев»)

Инструкция для участников
Сложите на полу из веревки букву, с которой начинается ваше имя.
Пройдите по ней пальцами, ладонями, затем кулаками, локтями, ногами.
Походите по буквам других участников с их разрешения. Будьте осторожны и бережны.
Создайте буквы с помощью своих рук, ног, тела. Попробуйте выполнить это задание и стоя, и лежа на полу.
Объединитесь сначала в пары, затем в малые группы по 3—5 человек. Создайте сообща образы букв, слов.
Возьмите кусок пластилина определенного цвета и вылепите из него заглавную букву своего имени в образе человечка.

Содержание данных упражнений может быть положено в основу самостоятельного арт-терапевтического занятия с целью развития и коррекции ориентации в пространстве, координации «глаз—рука», особенно при дисграфии.

2. Индивидуальная работа

Каждому участнику предлагается:
взять в руки кусок свежеприготовленной глины (объем и масса этого куска определяются индивидуально, по желанию);
прогуливаться в любом темпе по пространству арт-терапевтического кабинета, разминая глину в руках.
Через несколько минут арт-терапевт включает музыкальную композицию и просит участников, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать бесформенному куску глины какой-либо образ.
Далее участники, продолжая перемещаться в пространстве кабинета, рассматривают работы друг друга с целью найти созвучный (комплиментарный) образ и по этому признаку образовать пары для дальнейшего творческого взаимодействия.
Этап завершается обсуждением.

3. Работа в парах
(или в малых группах до 5 человек)

Инструкция для участников
Из имеющихся фигур создайте общую композицию, придумайте сюжет, название. Договоритесь о форме презентации изобразительного продукта.

4. Заключительный этап

Участники создают выставку своих работ и по очереди представляют их, делятся впечатлениями от работы в парах, опытом самопознания, открытиями в процессе творческого взаимодействия в себе самом и партнере.
Затем участники могут письменно предоставить обратную связь друг другу. Для этого у каждой композиции оставляют чистый лист бумаги, на котором желающие предлагают авторам собственный вариант названия и/или прочтения совместного творческого продукта. Последующий анализ полученной информации, как правило, позволяет прояснить и осознать скрываемые чувства, переживания, актуализировать травматический опыт, побудить к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

КОММЕНТАРИИ. РЕКОМЕНДАЦИИ

«Я леплю из пластилина,
приговаривая так:
Если кукла выйдет плохо,
назову ее дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
назову его дурак...»

Как тонко подмечено Н. Матвеевой, пластилин и глина не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические средства.
Преимущества пластилина очевидны: можно многократно исправлять создаваемый образ. Вместе с тем именно в пластичности заключаются недостатки пластилина: образ может разрушиться вопреки желанию автора. В то время как композиция из застывшей глины сохраняет свою форму надолго. К тому же глиняную фигурку можно раскрашивать.
Работа с пластичными материалами облегчает отреагирование гнева, агрессии и тем самым снижает вероятность насильственных действий в реальной действительности. Размазывание по поверхности пластилина используется в работе с детьми, пережившими травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму (Г. Лэндрет).
Эмоционально зажатым, тревожным детям необходимы материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область
кисти и пальцев (В. Оклендер, А.А. Осипова и др.). В данном случае эффективнее работа с глиной, поскольку на нее затрачивается больше усилий по сравнению с пластилином.
В целом, разнообразные виды деятельности в арт-терапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их моделирования в ином материале, формируют у участников умение действовать во внутреннем плане, способствуют развитию моторики, становлению произвольной регуляции деятельности. Работа с пластилином и глиной в сочетании с изобразительной деятельностью помогает превратить учение, лечение, коррекцию в занимательный, творческий процесс.

НАСТРОЕНИЕ И ЧУВСТВА

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Слова, символы, как известно, оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспокойство (моторный компонент), а также изменение хода и характера мыслей ребенка (ментальный компонент). Следовательно, рисуя положительный образ, фантазируя, можно испытать чувство удовольствия, что отразится в мимике, жестах, действиях, отношении к себе и другим. Значит, в целях терапии особенно полезны потенциально позитивные темы: «Я хороший»; «Мои самые приятные (яркие, добрые, счастливые) впечатления детства»; «Радость».
О результативности арт-терапевтических техник в значительной мере свидетельствуют отзывы самих участников, их устойчивое желание посещать занятия, а также степень искренности и открытости участников, позитивные изменения межличностных отношений и другие признаки.
В целом, представленные упражнения достаточно универсальны. Они, как зеркало, отражают модели поведения человека в реальной жизни.

Образ и пластика настроения

Работа осуществляется с пластилином или цветным тестом. Тесто — более подходящий и безопасный пластический материал для маленьких детей, которые все проверяют «на вкус», а также для детей с особенностями.
Данное упражнение особенно полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов.
Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму.
Далее участники объединяются в группы по цвету настроения. Каждый рассказывает свою историю. Затем из индивидуальных работ создается одноцветная коллективная композиция. (Варианты тем: «Мой мир», «Мир моей души», «Пластилиновый город», «Пластилиновый рай»). Лучше, если тему, сюжет и название творческого продукта участники придумают самостоятельно.
Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться в общей доброжелательной атмосфере группы. С этой целью занятие завершается коллективной лепкой — созданием единого цветного «Шара настроений» из отдельных пластилиновых фрагментов.
В другом варианте упражнения инструкция может быть более конкретной:
изобразите какое-либо настроение (свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве);
создайте образы своего Я (субличностей);
с помощью метафоры отобразите в пластилине одобряемые и неодобряемые составляющие своей персоны;
используя любые формы презентации, опишите свои переживания, воплощенные в пластическом образе.

Полезный совет
Рецепт цветного соленого теста:
250 мл воды (кипятка), 10 г винного уксуса, пакетик пищевого красителя, 3 столовые ложки растительного масла, 125 г соли, 250 г муки. Муку всыпать в кипящий раствор, быстро размешать (технология заварного теста).

Раскрашиваем чувства

Сочувствие возможно
только тогда,
когда мы знаем
и можем различать
свои собственные чувства.

К. Фопель

Данное упражнение желательно проводить в два этапа. Сначала участникам предлагается на листах бумаги формата А4 абстрактно, посредством линии и формы, изобразить простым карандашом самые яркие чувства, которые им известны из собственного опыта. В работе с зажатыми, тревожными детьми лучше использовать формат А3, уголь для рисования или сангину. Название изображенного чувства записывается с обратной стороны рисунка.
Далее необходимо раскрасить картинки, выбрав для каждого чувства соответствующий цвет.
Это упражнение позволяет в художественной форме выразить глубоко лежащие чувства, а значит, получить внутреннюю разрядку. Оно особенно полезно в работе с детьми, которые плохо справляются со своими сильными эмоциями и, возможно, склонны к агрессии или деструктивному поведению.
Задача психолога — побудить участников искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Важно, чтобы ребенок понимал: допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни (К. Фопель).
Постепенно дети приобретают ценный опыт и смелость исследовать и анализировать собственные доминирующие чувства, осознавать, принимать свои чувства и себя.

Рисуем символами и абстракциями

Варианты инструкций
Используя любой стиль изображения и любые художественные средства, создайте образ чувства вины (горя, утраты, любви, счастья и др.)
Используйте краски, линии, формы для того, чтобы создать образы, которые выразят ваше понимание чувства вины (горя, счастья).
Расскажите о своем чувстве языком символов.
С помощью символов и абстракций нарисуйте то, что вы испытываете, когда чувствуете себя виноватым (покинутым, любимым). Затем нарисуйте картину, когда вы счастливы (огорчены, обижены).
Далее предлагается проанализировать полученный опыт.
Процедура «Что ты видишь?» поможет участникам выяснить собственные ассоциации. Интересно обсудить авторскую аргументацию цвета, формы, композиции в изображении того или иного чувства.
Какие признаки свидетельствуют о том, что создан образ радости или, напротив, печали?
Какой сюжет картины соответствует вашему пониманию радости
(печали, чувства вины, обиды)?
Какой эпизод представляется, когда вам предложено нарисовать чувство счастья (горя и др.)?

Цвет моего настроения

Данное упражнение может быть использовано для получения диагностической информации. Может применяться при создании малых групп по признаку сходства эмоционального состояния участников в ситуации «здесь и теперь».
Пространство кабинета условно делится на 8 (люшеровских) цветовых зон. В центре каждой зоны располагается цветной куб или стул, задрапированный куском однотонной ткани определенной окраски.
Каждому участнику предлагается погулять по стилизованному лабиринту и остановиться в зоне, цвет которой соответствует его настроению.
В итоге участники образуют группы, различные по численности и эмоциональному фону.
Далее возможна творческая работа над индивидуальными «знаками (образами, символами) настроения», на основе которых затем создается эмблема группы.
После обмена впечатлениями в общем круге упражнение повторяется. Вполне вероятно, что некоторые изменят «цвет своего настроения». Важно корректно выяснить причины произошедших перемен, а также предложить этим участникам создать еще один знак (символ), отражающий их новое эмоциональное состояние.

Полезный совет
Для получения дополнительной диагностической информации желательно заранее заготовить шаблоны круга,квадрата, треугольника из бумаги восьми цветов. В этом случае участник, наряду с цветом настроения, выбирает и соответствующую форму. Такой знак прикрепляется к одежде участника и служит для психолога своеобразным индикатором. Изменения в эмоциональном состоянии фиксируются посредством добавления нового шаблона иного цвета и/или формы к уже имеющемуся.

Путешествие в детство

Рисунки ранних воспоминаний человека принято рассматривать в качестве метафоры его взаимоотношений с окружающим миром.
Считается, что детские воспоминания, как символическая модель межличностных отношений, отражают индивидуальные особенности взаимодействия, коммуникативные затруднения, способы их разрешения, характер реагирования и эмоциональных состояний как в прошлом, так и в настоящем. Данный феномен тесно связан с природой изобразительного искусства (В. Беккер-Глош) и значим в контексте арт-терапевтической диагностики.
Детские воспоминания и их рисунки являются сильным стимулом для творческого самовыражения тех чувств, которые связаны с внутренним миром субъекта (Ф. Мауз и др.).
Поэтому тема нескольких сессий (занятий) может звучать так: «Могу позволить себе играть как ребенок...»
Одно из заданий: нарисовать нерабочей рукой самую любимую игру (или занятие) из своего детства и придумать рисунку название.
В зависимости от цели инструкция может оставлять свободу для выбора эмоциональной окраски детского воспоминания (приятного, радостного или горького, травмирующего). А именно:
— нарисовать нерабочей рукой какое-либо событие детства (любое детское воспоминание);
— нарисовать нерабочей рукой самое яркое детское воспоминание.
Для работы лучше использовать мягкие изобразительные материалы (мелки, пастель), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что правша при рисовании левой рукой как бы раздвигает границы умений, ослабляет сознательный контроль, обращается к чувствам, следовательно, становится более спонтанным. Он может просто рисовать, не думая о совершенстве рисунка. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов и/или появления ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно та или иная детская игра возникла в воображении? Как себя чувствовал человек в процессе работы над образами, как чувствует сейчас? Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизненным сценарием» автора, преобладающими стратегиями поведения? Как отражается на его жизни в данный момент?
На последующих сессиях тема детских воспоминаний может быть продолжена: «Моя первая ложь», «Самое впечатляющее событие», «Я — ребенок», «Когда я был маленьким», «Первая потеря», «Первое в жизни расставание», «Детские секреты».

Прозрачные картины
(изотерапия на стекле)

Данная техника проявляет тенденции человека к сотрудничеству или соперничеству, к доминированию, а также позволяет показать привлекательность «помогающих» отношений.
Участники работают парами на одном стекле, укрепленном вертикально. Каждый рисует гуашью со своей стороны стекла, но тема для изобразительного творчества общая. Например, участники получают такую инструкцию: изобразите свои представления о счастье, нарисуйте добро, мечту, боль, радость.
Замысел, сюжет, способы работы заранее не обсуждаются.
На этапе анализа сопоставляются готовые композиции. Участники обмениваются мнениями, насколько их действия были согласованы, как удалась общая композиция: гармонична ли картина, един ли замысел, идея? Как выглядит композиция на свет: создается ли впечатление целостной работы, или изображение воспринимается только отдельно с каждой стороны?
Участники по очереди характеризуют и интерпретируют нарисованные объекты, описывают возникшие ассоциации. Если каждый выполнял свою собственную композицию, не согласуя действия со своим партнером по работе, необходимо корректно выяснить мотивы именно такой стратегии.
Понятно, что результат совместной работы, выполненной в единой логике, более привлекателен, поскольку нарисованная картина гармонично смотрится с обеих сторон стекла и на просвет.
Подобная процедура также может быть выполнена в технике рисунка пластилином на стекле или на большом листе картона. Причем вероятность автономных композиций возрастает, если лист разделен пополам жирной линией. В случае если граница почти незаметна (сгиб, твердый тонкий карандаш), субъект с выраженным стремлением к лидерству легко переходит на «чужую территорию».

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
доктор педагогических наук,
г. Ульяновск