Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2002


ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК

РАЗВИВАЮЩИЕ УРОКИ

Продолжение.
См. №№ 41, 42, 43, 2000 г.,
3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47 2001 г.,
1, 3, 8, 12, 40, 41, 42, 43, 2002 г.

Занятие 28– 29

КОНКУРС ЧУВСТВОВЕДОВ

ЗАДАЧИ

Мотивирование детей на понимание собственных и чужих эмоций.
Развитие у детей умения выражать свои эмоции с помощью жестов и мимики.
Развитие у детей умения «прочитывать» эмоции других.
Обучение детей различным способам выражения эмоций.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомы, набор карточек с названиями эмоций (радость, страх, горе/страдание, удивление, грусть, обида, удовольствие, отвращение, презрение, гнев/злость, вина, интерес), фотографические изображения эмоций детей (см. приложение 1), тексты этюдов (см. приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

Психолог. Поднимите большой палец, если вам нравится участвовать в конкурсах, и опустите вниз, если не нравится. Судя по вашей реакции, вы готовы к участию в конкурсе чувствоведов. Чувствоведы — это такие люди, которые хорошо разбираются в своих и чужих эмоциях и чувствах. В этом конкурсе участникам команд будут предлагаться задания, с помощью которых можно понять, насколько хорошо вы разбираетесь в эмоциях.
Психолог организует команды, состоящие из 4—5 человек, и размещает их по отдельности, каждую за своим столом.

2. Работа по теме

Психолог. Команды строятся в шеренги. В каждой шеренге, смотря в затылок друг другу, стоят члены одной команды. Они передают друг другу без слов определенную эмоцию. Эта эмоция передается по очереди: игрок, «получив» эмоцию от другого игрока, должен передать ее следующему. Для этого последний в шеренге игрок прикосновением к плечу просит впереди стоящего повернуться лицом к нему и т.д. Первый в шеренге игрок после «получения» эмоции поднятием руки сигнализирует об окончании игры для данной команды. Какую эмоцию нужно загадывать, узнает от меня последний игрок каждой шеренги.
Для того чтобы все дети усвоили правила игры, психолог сначала проводит тренировочную игру с участниками одной команды.
Психолог. Итак, команды готовы к соревнованию? Тогда все стоящие в шеренге, кроме последних игроков, должны повернуться ко мне спиной. Правила этой игры такие: при передаче эмоции нельзя говорить и поворачиваться друг к другу лицом, пока к твоему плечу не прикоснутся. Победит та команда, которая быстрее всех и точно передаст эмоцию.
Психолог одновременно дает одному участнику из каждой команды карточку с названием эмоции. После состязания психолог выясняет у каждой команды, какая эмоция передавалась и соответствует ли она заданию. Командой-победительницей называется та, которая быстрее всех передала эмоцию и не исказила ее в процессе передачи. Этой команде присваивается два балла. Если команда при передаче эмоции была точной, но не была быстрой, то она получает один балл. Состязание может проводиться в 2—3 раунда. Полученные командами в течение всего конкурса баллы фиксируются на доске. После каждого состязания подводятся итоги конкурса.

Задание «Список эмоций»
Психолог. Участники команд рассаживаются на свои места. Команды сейчас будут выполнять сложное задание: за 5 минут игроки каждой команды на одном листочке должны написать как можно больше эмоций.
Психолог через 5 минут собирает у команд листочки с названиями эмоций, читает их и присваивает командам баллы в зависимости от количества эмоций (за каждые три эмоции — 1 балл).

Задание «Определи эмоцию»
Психолог. В этом конкурсе командам предстоит серьезное испытание: они должны определить эмоцию, которую переживает ребенок на фотографии, и придумать короткую историю о том, как эта эмоция у данного ребенка возникла. Историю можно записать.
Психолог раздает детям разные фотографические изображения эмоций (см. приложение 1).
Подсказка для психолога: 1 — радость; 2 — грусть, печаль; 3 — страх, испуг; 4 — удивление; 5 — вина; 6 — обида; 7 — интерес.
При подведении итогов данного конкурса учитывается не только правильность определения эмоции по фото, но и понимание детьми причин ее возникновения, представленное в историях. Если и то и другое присутствует в ответах команды, то она получает 2 балла, если присутствует только что-то одно — 1 балл.

Задание "Этюды"
Психолог. В последнем конкурсе команды готовят и показывают сценку, где герои испытывают разные эмоции. После показа сценки зрители угадывают эти эмоции.
Психолог раздает тексты с описанием сценок (см. приложение 2), помогает детям распределить роли и дает режиссерские подсказки.
Процедура данного состязания: показ сценки командой, называние показанных эмоций участниками других команд, называние правильного ответа и присвоение баллов. В случае, если эмоции героев будут угаданы верно, то по одному баллу за каждую эмоцию получает как та команда, которая угадала, так и та команда, которая показала.

3. Подведение итогов

Психолог суммирует баллы каждой команды за все конкурсы, определяет команду-победительницу и вручает ее участникам медаль «Лучший чувствовед». Остальные дети получают медаль «Знаток эмоций».

4. Домашнее задание

Продолжать вести дневник эмоций.

Татьяна АРЖАКАЕВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог Учебно-методического
образовательного центра,
г. Видное, Московская область
Тел.: (095) 541-63-33
541-68-43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ

(Использованы материалы книги Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1998)

1 3 3
4 5 6
7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ

Этюд "Два ежика"
Два друга-ежика шли по лесу и вдруг услышали, что в траве что-то тикает. Сначала они испугались этого тиканья, а потом испуганно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство.)

Этюд "Медведь и еж"
Косолапый медведь случайно задел ежа и уколол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина.)

Этюд "Волк и заяц"
Волк гнался за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы страдание и радость.)

Этюд "Гадкий утенок на птичьем дворе"
Гусь с презрением, свысока относится к Гадкому утенку, а утенок очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость.)

Этюд  "Лев и птичка"
Грозный лев, царь зверей, рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг.)

Этюд "Котенок и его мама"
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина.)