Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2002


ИГРОТЕКА

ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ

Продолжение. См. № 47, 2002

Упражнение «Пропасть»

Для проведения этого упражнения потребуется свободная от мебели и стульев стена. Желательно, чтобы пространства было так много, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии примерно 30 сантиметров от стены проводится черта (можно просто обозначить границу веревкой). Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей.
Ведущий. Должен предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней разверзлась глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых.
По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача — пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее.
Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»... Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца трудной тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы преодолели это препятствие и в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

Это упражнение помогает снять напряжение в отношениях участников и великолепно работает на сплочение группы. За счет телесного контакта и азартного протекания эта игра может оказаться одним из центральных моментов занятия. Вместе с тем ведущему необходимо быть внимательным и сразу же пресекать малейшие попытки с помощью силы и грубости преодолеть возникшую трудность. Того, кто ведет себя не «по-джентльменски», можно вернуть к началу тропы и попросить пройти ее заново.
Когда все участники группы минуют пропасть, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения.

Упражнение «Болото»

Ведущий. Едва только вам, лихим путешественникам, удалось перевалить через труднодоступные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его возможно только по редким кочкам. И нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, чтобы они не свалились в топь. Ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого из участников и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.
Стулья (по числу участников) ставятся в круг вплотную друг к другу. Ведущий предлагает подросткам снять обувь и взобраться на стулья.
Ведущий. Вы начнете движение по моей команде. Будете переходить со стула на стул по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движение. Вперед!
После того как участники группы выполнят это задание, ведущий поздравляет их и сообщает, что путь по болоту еще не закончен. Он предлагает некоторым из участников встать по двое на одном стуле и убирает из круга освободившиеся стулья (при численности группы двенадцать человек можно убрать три стула, разумеется не рядом стоящих). Группа снова начинает движение в усложнившихся обстоятельствах.
При успешном завершении этого этапа ведущий забирает из круга еще три стула. Снова совершается движение по редким «кочкам». Переправа через болото считается законченной, а задание выполненным, когда все участники располагаются по три игрока на одном стуле.
При проведении этого упражнения ведущему неплохо было бы привлечь одного-двух ассистентов, может быть из числа старшеклассников, чтобы те подстраховали участников: падение со стула может оказаться весьма опасным. Поддержку участников ассистентами ведущий может шутливо прокомментировать как помощь благожелательно настроенных болотных кикимор.
Победу участники могут праздновать, если им удалось, поддерживая друг друга, выстоять на стульях, пока ведущий досчитает до десяти.

4 этап — совместное творчество

Упражнение «Вечерние посиделки»

Ведущий. Вы прошли уже большую часть пути. Однако путешествие к Волшебнику еще не завершено. Перед вами раскинулось большое озеро, на другом берегу которого находится избушка Волшебника. Наступает вечер, и вы решаете отложить переправу до утра. Ведь еще нужно соорудить плот — других плавсредств у вас нет и не предвидится.
Вы развели костер, приготовили ужин, перекусили. Спать еще не хочется. Вам приятно посидеть у огня, поболтать с друзьями, просто интересно провести время. По вечерам с особенным удовольствием слушаются всякие занимательные истории. Поэтому я предлагаю вам самим сочинить сказочную историю. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша сказочная история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева. Потом право продолжить рассказ передается следующему и так далее. Но второй рассказчик должен произносить текст на особом языке — «джибрише». Хлопок — третий участник возвращается к истории и продолжает рассказ по-русски. Четвертый снова говорит на «джибрише». Пятый возвращается к рассказу и так далее. Иначе говоря, каждый нечетный игрок рассказывает сказочную историю, каждый четный подхватывает ее на «джибрише».
Но что же такое «джибриш»? Это воображаемый язык. Некая абракадабра, тарабарщина. Конечно, «джибришу» можно придать сходство с каким-то реально существующим языком — французским, английским, немецким. Как, например, это делается в известной псевдоитальянской песенке персонажей фильма «Формула любви»: «Уно, уно, уно, уно моменто!..». А можно не оставлять языку никаких национальных особенностей и ограничиться исключительно эмоциональной окраской речи, усиливая свой рассказ мимикой и жестикуляцией. Если всем понятно, начинаем!

Как правило, упражнение проходит весело и оживленно. Порой выступления на «джибрише» оказываются более эмоциональны и выразительны, чем история на русском языке. Можно запустить два или три круга, чтобы привести сказочную историю к логическому завершению.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

Окончание следует

Спонсор публикации статьи: Официальный сайт moll в России и странах СНГ moll-funktion.ru. Сайт поможет Вам подобрать наиболее подходящий регулируемый стул для ребенка, лампу, письменный стол трансформер и многое другое.