Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


НОВОСТИ

ТВЕРЬ

21—22 октября 2002 года по инициативе координационного совета Департамента образования Тверской области на базе Тверского областного института усовершенствования учителей прошла конференция «Психологическая служба в образовательном учреждении: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития»

Цель конференции — осмысление опыта становления и развития психологической службы в регионе. В работе конференции приняли участие педагоги-психологи, специалисты системы образования и здравоохранения Тверской области. На пленарных заседаниях заслушано 14 докладов. В работе мастер-классов приняли участие 96 специалистов, в работе секций — более 100 человек.
Участники конференции отметили высокую социально-образовательную значимость обсуждаемой проблемы. В настоящий момент, отмечается в резолюции конференции, научно обоснованная концепция психологической службы образования находится в процессе создания, недостаточно проработаны средства деятельности педагога-психолога, отсутствуют их унификация, классификация, стандартизация в соответствии с теми задачами, которые решает педагог-психолог в процессе своей профессиональной деятельности.
В Тверской области создана система психологической службы образования. Накоплен значительный положительный опыт в городах Удомля, Бежецк, Ржев, Старица, Калязин, Тверь. Создана система повышения квалификации педагогов-психологов в областном институте усовершенствования учителей.
Служба практической психологии в образовании Тверской области, как показывает практика, не имеет достаточной нормативно-правовой базы для своего функционирования и развития. Требуют дальнейшего решения вопросы, связанные:
1) со спецификой содержания работы педагога-психолога и его компетенции в образовательных учреждениях различного типа;
2) с нескоординированностью организационных и содержательных аспектов межпрофессиональной деятельности специалистов учреждений образования;
3) с неопределенностью критериев оценки деятельности специалистов и образовательного учреждения.
В резолюции конференции записано, что при развитии региональной психологической службы образования в основу необходимо положить следующие принципы.
— Служба должна быть включена в систему образования, являться ее органической частью.
— Развитие службы нужно проводить на основе изучения системы образования как объекта ее профессиональной деятельности.
— Цели, задачи службы должны определяться в соответствии со стратегическими целями и задачами региональной системы образования.
— Служба должна создавать профессиональное психолого-педагогическое обеспечение принятия управленческих решений по проблемам психологического здоровья ребенка в рамках образовательного пространства региона, учреждений образования разного типа и вида.
— Служба должна обеспечивать деятельность педагогов по проектированию образовательной среды, в которой происходит развитие личности ребенка как субъекта учебной деятельности.
— Служба должна консультировать администрацию, педагогов, детей, их родителей по вопросам, связанным с созданием условий, необходимых для личностного роста ребенка, его саморазвития.
— Служба должна проводить экспертизу учреждений образования разного типа и вида, опираясь на критерии, связанные с состоянием и динамикой психического и психологического здоровья субъектов образовательного пространства.
Использование положительного опыта в различных сферах психолого-педагогической практики позволит поднять работу психологической службы региона на более высокий качественный уровень.
Конференция рекомендовала принять за основу деятельности педагогов-психологов Положение о службе практической психологии Департамента образования Тверской области. Координационному совету при Департаменте образования предложено рассмотреть вопрос об укреплении материально-технической базы службы практической психологии и создании сети информационного обеспечения.
Тверскому областному институту усовершенствования учителей рекомендовано:
подготовить и издать в 2002 году сборник «Служба практической психологии в образовании Тверской области. Из опыта работы»;
рассмотреть вопрос о создании единой программы подготовки педагогических работников и специалистов структурных подразделений службы;
подготовить методические рекомендации по современным технологиям психологической практики.

Л.А. МАХНОВЕЦ,
кандидат психологических наук,
заведующая кабинетом
практической психологии
Тверского областного института
усовершенствования учителей