Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ

СПб.: Лань, 2002

Издавать всевозможные психологические практикумы в последнее время стало модно. Можно вспомнить, например, серию практикумов по различным направлениям психологии и психотерапии издательства «Питер» («Практикум по социальной психологии», «Практикум по игровой психотерапии» и т.д.). Наверное, это связано с ростом числа студентов, обучающихся различным психологическим специальностям в коммерческих и государственных вузах, а также со скудостью библиотечных ресурсов институтов (а в большинстве коммерческих учебных заведений библиотека отсутствует вовсе).
Порой качество практикумов, как отечественных, так и зарубежных (как правило, американских), оставляет желать лучшего. Безусловно, каждый автор (или авторский коллектив) составляет свой вариант практикума в соответствии со стандартами преподавания того или иного предмета или научной дисциплины, с учетом специфики того вуза, в котором он преподает, и специализации студентов, для которых предназначается данное пособие.
Например, практикум, являющийся предметом настоящей рецензии, разработан на кафедре прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения (ранее ЛИИЖТ) и рекомендован к использованию методическим советом факультета «Экономика и социальное управление». Это пособие, как следует из аннотации и предисловия, «предназначено для студентов, изучающих психологию». При этом авторы не уточняют специальность, которую дает вуз. То есть, по их мнению, данное пособие может использоваться не только будущими железнодорожниками, но и, например, врачами или учителями.
Сам практикум состоит из трех разделов «Психология познания», «Психология личности» и «Психология общения». Также здесь есть две странички под заголовком «Задания для заочников». Хотя железнодорожно-управленческая специфика и проглядывает в ряде заданий по психологии общения, в целом подбор материалов весьма разнообразный: от теста Мюнстерберга и простейших тестов на исследование памяти до Айзенка, Кэттэлла, Леонгарда и даже Кейрси (один из главных инструментов социоников).
Раздел «Психология общения», помимо теста Томаса, содержит описание ряда ситуаций, взятых из жизни или литературы. В этих описаниях представлены конфликты или манипулятивные действия, а также даются примеры деловой и личной переписки. После знакомства с этими ситуациями студент должен ответить на вопросы. Эти задания явно предполагают обсуждение на семинаре.
К данному практикуму прилагается отдельная брошюра с подзаголовком «Комментарии, решения, ключи». В предисловии к ней есть отдельное объяснение, зачем нужно было издавать такое приложение к практикуму. При покупке книги важно не забыть проверить наличие этого вкладыша, иначе вы станете обладателями методик, которые нельзя обработать! И если книга все-таки досталась вам целиком, то вы, дорогие коллеги, сможете полноценно использовать ее как пособие по психодиагностике и психологии общения.

Александр ШАДУРА