Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2003


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Психолого-педагогическая игра для заместителей директора
по учебной и воспитательной работе

Участники делятся на три команды. Каждая занимает свой стол. На столах приготовлены бумага и карандаши. После выполнения каждого задания желательно проводить расслабляющее или релаксационное упражнение.

РАЗМИНКА

По команде ведущего участники, не договариваясь, выбрасывают руки определенным способом: кулаки, ладони или руки, скрещенные на груди.
Результат оценивается следующим образом.
Кулаки — это высокая агрессивность.
Руки скрещены — нежелание работать.
Ладони — группа готова к работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первое задание «Правильное определение»

Ведущий. Какое из предложенных определений вы считаете наиболее полным и правильным?
Каждая команда получает карточку, на которой написаны три определения. Нужно выбрать одно, наиболее полное по мнению команды.
Образование — это самостоятельная форма общественной практики (система деятельности структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы.

Образование — это универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому, общий механизм социального наследования, связывания общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени.
Образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры; это развитие человека, способного к самообразованию, а тем самым к саморазвитию.

Каждая команда поясняет выбранное определение.

Ведущий. Образование — это естественное и наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. Всякое образование имеет два стратегических ориентира — развитие личности (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и развитие общества (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям).

Второе задание «Принципы образования»

Ведущий. Проранжируйте перечисленные принципы образования в порядке их значимости для вас.
Каждая команда получает конверт. В нем находятся карточки с формулировкой принципов образования.

Принципы образования
Образование для всех
Духовно-этическая доминанта образования
Научная основа для жизни
Зависимость от способностей и качеств личности
Единство естественного и гуманитарного образования
Открытость образования
Опережающее образование
Полнота образования, то есть единство общего, специального и дополнительного
Вариативность
Творческий и новаторский характер образования
Многообразие, то есть удовлетворение потребностей этнокультурных, социально-профессиональных и конфессиональных групп

Каждая команда раскладывает карточки с перечисленными принципами в порядке их значимости. Затем представители каждой команды выписывают пять первых принципов. Смысл совпавших принципов уточняется, остальные выборы комментируются командой.

Третье задание «Обмен опытом»

Ведущий. Подтвердите примерами из работы вашей школы предложенные формы управления и соуправления.
Каждая команда получает карточку с перечислением форм управления и соуправления. Участники команд приводят конкретные примеры мероприятий, проводимых в их школе. Происходит обмен опытом работы.
1. Методобъединение по подведению итогов года и планированию работы на следующий год (все учителя обсуждают «сырые» данные, а не проанализированные завучем, как это обычно бывает).
2. Разработка сценария — форма подготовки любого школьного мероприятия (педсовета, школьного праздника, родительского собрания).
3. Круглый стол — форма совместной работы по решению какой-то проблемы, заявленной отдельным учителем, группой или управленческой командой.
4. Педагогическая гостиная (открытый урок). В гостиную приглашаются те, кого учитель хотел бы видеть у себя на уроке. Для проведения этой гостиной проводится разработка сценария открытого урока, затем он обсуждается.
5. Соуправленческий общешкольный контроль. Содержание работы, которая будет контролироваться коллегами, не должно быть неожиданностью для учителей. Учителя выбирают сами это содержание работы в начале учебного года или за круглым столом.

Четвертое задание «Модель выпускника»

Ведущий. Попытайтесь создать модель выпускника, соответствующую требованиям сегодняшнего времени.
Каждая команда получает карточку с перечислением характеристик, раскрывающих образ выпускника.
1. Успешность обучения
2. Способность поступить в вуз
3. Наличие навыков самообразования
4. Принятие знания как ценности
5. Наличие познавательной активности
6. Интеллектуальные способности
7. Соблюдение законов, норм и правил поведения
8. Готовность и способность к освоению культуры
9. Творческие способности
10. Владение навыками в каком-либо виде искусства
11. Культура речи
12. Способность к созданию культурных ценностей
13. Знание учреждений культуры
14. Гуманитарный стиль мышления
15. Готовность и способность к взаимодействию с представителями других культур
16. Способность к решению социальных проблем
17. Коммуникативные навыки
18. Социальная адаптивность
19. Готовность и способность быть самим собой
20. Потребность в самопознании
21. Культура самовыражения
22. Духовность
23. Богатый внутренний мир
24. Владение навыками самореализации и достижения успеха
25. Наличие положительной «Я-концепции»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Дирижер»
Звучит музыка, несколько приглушенная. Можно выбрать классическую пьесу.
Ведущий. Представьте себе, что вы — композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
В заключение участники по желанию высказываются.
Ведущий. Каждый из вас — дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

Ольга АЛЕСЕНКО,
педагог-психолог
средней школы № 28,
г. Владивосток