Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Исключительные дети —
исключительные педагоги

Воспитанники и педагоги детского дома № 6 г. Омска
Воспитанники и педагоги
детского дома № 6 г. Омска

Детский дом — это особый, сложный, необыкновенный мир отношений взрослых и детей. Очень важно изучить педагогическую среду, в которой будет воспитываться ребенок. Ведь исключительные дети требуют исключительных педагогов. Антон Семенович Макаренко подбирал кадры под ребят, а не наоборот. Это обусловлено сложностью самой педагогической деятельности, которая характеризуется высочайшим уровнем ответственности за жизнь и здоровье детей, низкой степенью социальной защищенности педагогов и воспитателей, недостатком специальной подготовки педагогов для работы с больными детьми (с задержкой психического развития, олигофренией и т.д.). Как верно заметила психолог из Зеленограда Ирина Жукова: «У кого не хватает адреналина — милости просим!».
При частой смене педагогов дети лишаются важного психического переживания — своей нужности и ценности для других. С уходом значимого взрослого ребенок «теряет» прошлое и связанные с ним успехи (ведь только Людмила Анатольевна знает, какой была Кристина вчера).
Каких педагогов принимают дети? Какие качества помогают педагогам выжить в условиях детского дома?
Чтобы ответить на эти вопросы, я провела небольшое исследование. Оно включало в себя несколько этапов: диагностику отношения детей к воспитателям; личностную диагностику педагогов; сравнение двух групп педагогов (любимых детьми и отвергаемых); выделение качеств, профессионально значимых для педагогов детского дома.
В данной диагностике были использованы разные методики. В основу исследования положены работы В.В. Белоусова,   В.М. Русалова, И.М. Юсупова,  Е.М. Борисовой, Г.П. Логиновой, В.И. Петрушина, Р.О. Агавелян, А.К. Макаровой, Е.А. Климова  и других.
Выделены качества, необходимые педагогу для работы с трудными детьми. Среди них:

1. Умение сопереживать и сочувствовать детям.
2. Умение прощать им ошибки.
3. Терпимость к физической и психической ущербности ребенка.
4. Низкая агрессивность.
5. Высокие организаторские способности.
6. Адекватная самооценка.
7. Хорошая эмоционально-нравственная ориентация.
8. Удовлетворенность собой и своей работой. Умение видеть пользу от своей деятельности.
9. Гибкость мышления. Высокая степень обучаемости.
10. Низкий негативизм.

Еще А.П. Чехов сказал: «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». Поэтому педагоги выделяют эмпатию как наиболее важное качество.
Полученная в результате диагностики информация помогла мне:

более эффективно построить коррекционную работу с детьми;
подобрать педагогов в группы;
разрешить некоторые конфликтные ситуации между педагогами, а также между педагогами и детьми;
дать педагогу информацию о себе для самоанализа и саморазвития.

Воспитанники и педагоги детского дома № 6 г. Омска
Воспитанники и педагоги
детского дома № 6 г. Омска

При планировании коррекционной работы с детьми необходимо учитывать их возраст, индивидуальные особенности, состояние здоровья и уровень психологической подготовки.
Для своей работы я использую «Синтон-программу» Н. Козлова. Эта программа учит человека настраиваться на других людей, помогает ему быть душевно здоровым.
В нашем детском доме работает замечательный коллектив педагогов. Это к нам относятся слова, сказанные губернатором Омской области Л.К. Полежаевым на областном съезде работников образования: «Я хочу воздать должное самоотверженности педагогов, воспитывающих и обучающих сирот. Они вынуждены взять на себя труд невероятной тяжести по исправлению ошибок семьи, общества и государства. Учитель — ключевая фигура перемен. Я убежден, что все реформы образования будут обречены на провал, если не будет меняться сам педагог, не будут меняться условия его работы и жизни».
Прошу откликнуться всех, кто работает над этой темой и кого она волнует.

Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА,
педагог-психолог,
детский дом № 6,
г. Омск