Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

Л.Д. Назарова
СПб.: Речь, 2002

Материал, представленный Л.Д. Назаровой, воспринимается не только как грамотно простроенная система арт-терапевтического воздействия с использованием русского песенного фольклора, но и как увлекательное введение в мир народной культуры, обрядов и обычаев.
Практически все популярные сейчас арт-терапевтические методы, считает Л.Д. Назарова, активно использовались нашими предками в массовых песенных обрядах, где каждый элемент нес в себе частицу накопленной веками народной мудрости. Русский песенный фольклор рассматривается автором как естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией.
В книге убедительно доказывается, что на основе каждого из направлений и элементов фольклора можно «выстраивать психокоррекционную работу по самопознанию и развитию личностных качеств в самых разных по составу и возрасту группах».
Не могу с этим не согласиться, поскольку мне посчастливилось непосредственно ощутить всю гамму терапевтического воздействия фольклора на одном из мастер-классов Людмилы Назаровой. В общее групповое действо были включены все участники, несмотря на то что в группе было несколько иностранцев, впервые оказавшихся в России.
Книга состоит из двух частей.
Первая — «Фольклор и арт-терапия» — знакомит читателей с многообразием форм и методов арт-терапевтического воздействия на человека. Наши предки использовали музыку, пение, танцы, обряды для гармонизации отношений с окружающим миром.
Для психолога или психотерапевта, использующего фольклор в своей работе, последний становится методом не только коррекции, но и диагностики. Специальные групповые диагностические упражнения (например, диагностика самозвучания), позволяют участникам обнаружить собственные проблемы.
Терапевтическое воздействие традиционного песенного фольклора может быть направлено на развитие навыков коммуникации, на коррекцию нежелательных черт личности, на избавление от негативных эмоций. В ходе выполнения фольклорного действа происходит лечение звуком, дыханием, вокалом.
Вторая часть книги — «Введение в песенный фольклор» — содержит описание курса, направленного на физическое, эмоциональное и духовное совершенствование человека. Л.Д. Назарова называет это воздействие «психологией доверия».
Читатели найдут на страницах издания систему авторских разработок (их более 70), способствующих развитию как отдельных познавательных процессов, так и творческого потенциала личности в целом. Ряд разделов книги посвящен конкретным методическим вопросам организации и проведения занятий.

Ольга РЕШЕТНИКОВА