Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ В ПРИМЕРАХ

Р.М. Грановская
СПб.: Речь, 2002

В море психологической литературы можно найти книги самые разные. Есть книги научные — толстые и многоумные монографии, предназначенные для узкого круга высоколобых специалистов в четко ограниченной области. Есть вузовские учебники, над которыми корпят старательные студиозусы. Есть популярные брошюры (порой сомнительного качества), потребителями которых является многочисленный отряд «любителей психологии». Но найдется очень немного книг, имеющих прямое отношение к науке и вместе с тем оказывающихся чрезвычайно увлекательными для любого человека, мало-мальски интересующегося психологией. Новая книга Р.М. Грановской относится именно к последней категории.
Это — книга-иллюстрация. В ней почти нет научной информации — такую информацию заинтересованный читатель может легко найти в монографиях или учебниках. Зато в данном издании щедрой рукой рассыпаны психологические байки и притчи, короткие истории, яркие описания нестандартных экспериментов, жизненные наблюдения автора и остроумные комментарии. Вообразите ситуацию, когда из конспектов лекций блестящего преподавателя психологии убрана основная — собственно научная — часть, а оставлены лишь примеры и иллюстрации! Жанр книги именно таков по задумке автора.
Любой лектор прекрасно знает, что очень трудно донести до студентов психологические знания, не снабдив их запоминающейся «картинкой». Довольно пресное блюдо научных текстов требует ароматных соусов из притч и баек. Однако не для всякой темы удается найти подходящий иллюстративный материал. А тут — пожалуйста! На все случаи жизни.
Собранные на протяжении многих лет преподавания яркие примеры Р.М. Грановская распределила по главам: «Мышление — при явном доминировании одного полушария», «Детская и юношеская психология», «Стратегия снижения и преодоления стресса» и т.п. При подготовке к лекции очень полезно заглянуть в эту книжку и почерпнуть оттуда нужный материал для придания своему выступлению эмоциональности и образности.
Однако не следует думать, что книжка Грановской интересна только для вузовского преподавателя, имеющего меркантильные запросы. И школьнику, и пенсионеру небесполезно было бы ее прочесть даже просто для повышения своей психологической культуры. Ведь порой один точный пример дает больше для понимания психологических закономерностей, чем долгое и занудное описание научных фактов.
Ну а для школьного психолога эта книга — настоящий подарок. Ее материалы могут пригодиться, во-первых, для закрепления уже имеющихся у учащихся знаний, во-вторых, для ведения психологических занятий (а сейчас очень многие школьные психологи знакомят детей с азами психологической науки), в-третьих, для просветительской работы с педагогами, в-четвертых, для разъяснения психологической подоплеки возникающих проблем при ведении консультативной работы с родителями... И наконец, просто для получения удовольствия от чтения и осознания того, насколько все-таки интересна эта прекрасная наука — психология.

Игорь ВАЧКОВ