Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


ТЕТ – А – ТЕТ

ВРЕМЯ ДЛЯ КЛИЕНТА

Совсем недавно ко мне обратилась коллега, только начинающая свой профессиональный путь в качестве психолога-консультанта, с вопросом: как можно контролировать время в процессе терапевтической сессии?
Накануне у нее была встреча с клиенткой по итогам проведенной психодиагностики, растянувшаяся на четыре (!) часа. После такого сеанса психолог чувствовала себя совершенно «выжатой». Она также была недовольна собой из-за того, что продолжала думать о проблемах этой женщины и после окончания сессии. На мой вопрос, что же ей мешало прервать монолог клиента, коллега ответила так: «Я боялась, что она обидится и уйдет разочарованной».

…САМ НЕ ЗНАЮ, О ЧЕМ

В этой ситуации есть два очень важных момента. Во-первых, конечно, это проблема времени. Сколько его нужно, чтобы консультацию можно было считать состоявшейся? На этот вопрос представители разных психотерапевтических школ отвечают по-разному, но обычно время сеанса колеблется от 40 минут для индивидуальной консультации до полутора часов при работе с семьей. Также считается, что первичный прием требует больше времени, поскольку включает в себя знакомство с актуальной жизненной ситуацией клиента, а также диагностические процедуры.
Но как все успеть? Ведь люди разные – одному нужно время, чтобы начать говорить, а другой не может остановиться, получив в лице консультанта внимательного слушателя. И мы слушаем, поскольку считаем, что должны дать клиенту выговориться, и поскольку испытываем к нему сочувствие.
Но когда человек вдруг останавливается и задает свой главный вопрос: «Скажите, что мне делать?» — это сочувствие почему-то не дает нам возможности ответить по существу. И еще мы нервничаем оттого, что время консультации подходит к концу и человек ждет. Это мешает сосредоточиться, мобилизовать все свои знания и совершить нужное в данной ситуации действие. В результате мы отделываемся общими фразами о том, что проблема, безусловно, очень серьезная, и что выход из нее обязательно есть, и что психологи по этому поводу думают то-то, и что надо терпеть (или решительно действовать) — и тогда все будет хорошо.
Уже потом, когда человек уходит и напряжение спадает, вдруг начинаешь понимать, что можно было подробнее расспросить его о том-то и том-то, предложить сделать такое-то упражнение или попробовать совершить определенное действие... Но на это почему-то не хватило времени.
Отчего же это происходит и как избежать таких ситуаций?

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Прежде всего следует осознать, что продолжительность консультации определяется вашими возможностями, а не потребностями клиента. Именно вы хозяин консультационного времени, вы решаете, сколько времени можете потратить на конкретную сессию. И об этом следует заранее сообщить клиенту.
Осознание ограниченности времени стимулирует ответственность человека, обратившегося за помощью. Очень хорошо, если у вас в кабинете имеются большие настенные часы, которые видны вам обоим. Не стесняйтесь посматривать на них – это скорее демонстрирует клиенту вашу ответственность, чем желание поскорее закончить.
Полезно также использовать звуковой сигнал, оповещающий о приближении окончания сессии, – за десять-пятнадцать минут до истечения назначенного вами времени. Этот сигнал сообщает вам и клиенту о том, что пора переходить к подведению итогов встречи.
Если же вы вдруг почувствуете, что все, что могло произойти на сегодняшней консультации, уже случилось, а время еще не истекло, – заканчивайте ее. Важно помнить, что если человек сделал для себя какое-то открытие (пережил инсайт), он должен это «переварить», а для этого требуется время и одиночество.
Вы свою работу сделали, теперь пусть трудится психика клиента.

НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ

Вы спросите: а какую работу я сделал? Что вообще должен делать консультант во время сессии? В ряде статей я уже рассматривал различные виды деятельности консультанта во время встреч с клиентом, попробуем теперь рассмотреть эти виды деятельности сквозь призму ограниченного времени консультационной сессии.
На первой встрече акцент делается на познании и мотивировании. Естественно, для того чтобы лучше помочь, мы нуждаемся в информации о человеке и его жизненной ситуации. Параллельно с этим мы должны попытаться мотивировать его на совместную работу по осуществлению изменений. Именно мотивирование выходит на первый план в начале цикла консультирования. Сформированная мотивация – ключ к успешному решению проблем.
Создание мотивации начинается с проявления подлинного интереса к человеку и его проблемам. Внимательно слушая и расспрашивая клиента о его жизни, мы создаем у него мотивацию к сотрудничеству с нами. Таким образом, мотивирующая деятельность соединяется с деятельностью познавательной. Оба этих вида деятельности пронизывают все время консультирования.
Чтобы не утонуть в потоке информации, который обрушивает на вас клиент, получивший в вашем лице благодарного слушателя, обратите внимание на следующие моменты.
Во-первых, на повторения: если человек повторяется, значит, он уже готов остановить свою речь.
Во-вторых, не бойтесь переспрашивать и признаваться в своем непонимании по мере его возникновения. Иначе вернуться к этому моменту будет крайне сложно. Особенно необходимо делать это в случае, если то, о чем сказал клиент, кажется вам важным. Клиента следует остановить даже несмотря на его реплики типа «я должен сказать, а то забуду». Помните, что все по-настоящему важное обязательно всплывет в дальнейшем вашем взаимодействии.
В третьих, не забывайте подводить промежуточные итоги, резюмируя сказанное клиентом, а может быть, и записывая свои промежуточные выводы.
Ну и не забывайте поглядывать на часы!

ПОДДЕРЖКА И ВЕРА

В последние пятнадцать минут мы должны справиться, как человек себя чувствует. Если его состояние не слишком комфортно, то у вас есть время его изменить с помощью короткой визуализации или другого метода.
Важно спросить клиента и о том, что ему удалось открыть для себя за время вашей встречи, а также поделиться своими открытиями. Затем следует обозначить ориентиры для дальнейшей работы. Если вы продолжаете с ним взаимодействовать, то, если это необходимо (или возможно), дайте ему конкретное задание, которое он будет выполнять в перерыве между сессиями (это может быть составление списка проблем, или размышление на какую-то тему, или наблюдение за своими реакциями).
В конце каждой сессии психолог должен вдохновлять клиента на осуществление изменений и попытку жить во вновь создаваемых им обстоятельствах. Вера в нас со стороны другого окрыляет и придает дополнительный импульс нашей жизни. Иногда поддержка и вера — это все, что мы можем сделать для человека, но и это не мало. В конечном счете, мы не можем прожить за других их жизнь, и мы не вправе отнимать у человека право на собственный жизненный выбор.
И здесь мы приблизились ко второму существенному моменту ситуации, описанной в начале статьи, – проблеме ответственности. Кто же отвечает за результат психотерапии? Где лежит эта самая граница, за которой уже «чужая земля»? Как избежать гиперответственности и куда ее девать, если уже «взял ее на собственную грудь»?
Ответы на эти и другие непростые вопросы мы поищем в следующей статье.

Александр ШАДУРА