Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тренинг эффективного взаимодействия
с детьми

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина
СПб.: Речь, 2001

Аналогичные названия достаточно часто встречаются на обложках книг, адресованных родителям, педагогам и психологам. При этом ни для кого не секрет, что в подобном издании можно найти самые различные сочетания заданий и упражнений, часто даже не объединенных общей идеей.
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина в своем сборнике представили комплексную программу по обучению, воспитанию и коррекционной работе с «особыми» детьми, которая рассчитана на их взаимодействие с психологами, педагогами, родителям и медиками. В ходе тренинга предполагается знакомство с четырьмя категориями детей: агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными.
Подробной характеристике каждой из этих групп посвящена глава «Особые дети», жанр которой сами авторы определили как «Теоретическая справка». К счастью для себя, читатели найдут в ней не только теорию, отражающую причины возникновения и клиническую картину обозначенных поведенческих нарушений. Каждое из положений иллюстрируется примерами из опыта собственной работы авторов с проблемными детьми.
Для того чтобы читатели смогли понять, какие особенности ребенка стоят за его поведением, авторы уделяют много внимания подробному перечислению признаков и нюансов поведения агрессивных, тревожных, аутичных и гиперактивных детей. Здесь же можно найти полезные рекомендации по обучению таких детей способам снятия негативных эмоций, напряженного состояния, а также формированию позитивных личностных качеств и отработке навыков общения со сверстниками и взрослыми людьми, чем могут воспользоваться не только специалисты, но и родители.
Кстати, работе психологов и педагогов с родителями в книге уделяется особое внимания. Как бы ни старались специалисты, именно от взаимоотношений ребенка с близкими зависит очень многое. И родители должны четко понимать, что нет никаких чудодейственных методов и волшебных таблеток, которые без их участия сделают малыша таким, каким хотелось бы его видеть.
Хотя основной материал ориентирован на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, чтение этой книги будет полезно и тем, кто работает с более старшими детьми: авторы дают различные (благоприятные и не очень) прогнозы формирования личности «особых» детей с учетом оказания им своевременной психолого-педагогической (а иногда и медицинской) помощи.
Очень импонирует бережное отношение авторов к разработкам своих коллег: в случае использования заимствованных методик и упражнений Е.К. Лютова и Г.Б. Монина обязательно указывают автора разработки. В книге встречается много отсылок к списку использованной литературы, что дает возможность желающим познакомиться с разработками других специалистов.

Ольга РЕШЕТНИКОВА