Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2003


ИСТОРИЯ ВОПРОСА

СУПРУЖЕСТВО КАК ТОЧНАЯ НАУКА

Лишь один брак из ста бывает счастливым... Но безумие рода человеческого проявляется и в том, что нам всегда хочется исключение превратить в правило. Исключение привлекает нас потому, что каждый считает себя существом исключительным и предназначенным для исключительного.

Торнтон Уайлдер

Рассказывают: когда один из учеников Сократа собрался жениться, но все же испытывал некоторые колебания по этому ответственному вопросу, он обратился к учителю за советом. Тот уклончиво ответил: «Поступай как знаешь — все равно потом будешь сожалеть!» А подумав — добавил: «Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена — будешь счастлив, плохая — станешь философом». (По преданию, собственную семейную жизнь Сократа трудно было назвать счастливой.)

ДРЕВНИЙ СОВЕТ

Наш современник М.Е. Литвак, посвятивший профессии психолога интересную книгу, расценивает этот античный анекдот как первый яркий пример семейного консультирования, а самого Сократа называет одним из первых практических психологов. Если придерживаться такой трактовки, то психология семьи ведет историю с древнейших времен. Большинство истин, которыми современные психологи пытаются просветлить умы запутавшихся супругов, на самом деле были изречены еще в античности. Вот, например, блестящее высказывание, приписываемое Пифагору (который, кстати, сам никогда семьи не имел): «Благоразумная жена! Если желаешь, чтоб муж твой время проводил с тобою, то позаботься о том, чтобы ни в каком ином месте он не находил больше приятности, чем дома». Надо ли говорить, что к мужьям это относится в не меньшей мере! А большинство рекомендаций, которыми современные психологи-консультанты пытаются гармонизировать пошатнувшиеся браки, по сути дела — лишь комментарии к этому древнему совету.
О семейной жизни на протяжении веков высказывались многие мыслители (причем, на удивление, наиболее меткие и удачные суждения принадлежали холостякам). Однако к психологии в строгом смысле их рассуждения все же имеют косвенное отношение и составляют скорее предысторию психологии семьи.

САПОЖНИК БЕЗ САПОГ

Как известно, в качестве самостоятельной науки психология оформилась в конце XIX века, но семейная проблематика высветилась в ней далеко не сразу. Правда, мнение о том, что психологу как знатоку человеческой души следует хорошо разбираться в хитросплетениях семейной жизни, утвердилось довольно прочно. Коли человек не умеет найти гармонию в собственной семейной жизни, невольно возникает вопрос: хороший ли он психолог?
Супружеская неверность стоила карьеры основоположнику бихевиоризма Джону Уотсону, а «отец английской педагогической психологии» Сирил Бёрт тяжело переживал свой развод как свидетельство профессиональной несостоятельности.
Впрочем, в кругу психологов многие оспаривали такой подход. Психоаналитик Вильгельм Райх, идеолог сексуальной революции, был женат трижды, и его пример далеко не единственный. Автору этих строк еще в конце 70-х довелось прослушать в МГУ экзотический по тем временам курс семейного консультирования, который вел руководитель первой в столице семейной консультации. Этот еще довольно нестарый человек к тому времени был женат третий раз, причем на своем заместителе, у которой он тоже был не первым мужем. Пример впечатляющий. Зато — какое знание предмета!
Очень хотелось бы верить, что психолог — это еще обязательно и безупречный семьянин, замечательный родитель. Увы, бесчисленные примеры опровергают эту иллюзию. Крупнейший знаток детской психологии Анна Фрейд сама детей не имела и никогда не была замужем, а по некоторым данным, и вовсе придерживалась нетрадиционной сексуальной ориентации.
На холодную отчужденность матери жаловались дочери Карен Хорни. Покончили с собой один из сыновей Уотсона и внук знаменитого доктора Спока (противоречивой натуре «американского Айболита» в этом номере посвящен особый материал).
Видно, не каждый врач в состоянии сам себя вылечить, и уж совсем не с руки парикмахеру самому себя постричь. И в семейной психологии «сапожники без сапог» встречаются на каждом шагу. Что, однако, вовсе не означает, будто психология семьи в силу своей несостоятельности не имеет права на существование. Она благополучно существует, причем приносит ценные плоды. Не отказываемся же мы от услуг парикмахера на том основании, что сами не умеем дотянуться до своего затылка!

ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ!

Потребность в психологическом знании о семейной жизни возникла сравнительно недавно и была подстегнута радикальными переменами векового семейного уклада. Вплоть до начала ХХ века даже в тех странах, которые принято называть развитыми, господствовала патриархальная модель семейных отношений, в рамках которой супружеские и родительские роли были строго регламентированы и ритуализированы. На фоне многообразных функций семьи, в первую очередь — экономической, эмоциональная сторона отношений отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась.
Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. На протяжении веков мировая литература живописала любовь как пагубную страсть, влекущую людей к гибели (трагически кончаются истории любви Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, от любви гибнут — в буквальном смысле! — красавица Кармен, Анна Каренина и еще десятки героев и героинь, настигнутых «любовным недугом»).
Терзающуюся от любви Татьяну Ларину увещевает мудрая нянюшка: «...В наши лета мы и не знали про любовь». Сама Татьяна в итоге выходит-таки замуж и намерена хранить верность мужу, но... вопреки сохранившемуся девичьему любовному порыву.
Фактически семейная жизнь миллионов людей из века в век строилась на сословно-имущественных основаниях, подчинялась стандартным правилам, а высокие порывы исключала. И мало кто от этого страдал, ибо так жили все, и это считалось нормальным. Напротив, сильные чувства расценивались как опасное отклонение от нормы, ибо могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится — слюбится».

НА СМЕНУ ПРЕДРАССУДКАМ

Эпоха конца ХIХ — начала ХХ века ознаменовалась переменами в общественных настроениях (что вылилось в радикальные социально-экономические и политические преобразования ХХ века). На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно пришло признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы.
Психологи не могли остаться в стороне от этих веяний. Их внимание постепенно стало переключаться с традиционных научных проблем на ту сферу общественной жизни, в которой каждый человек проделывает путь собственной социализации, а затем и осуществляет свое социальное самоопределение. Так зарождалась психология семьи, представленная ныне тремя основными направлениями.
Первое рассматривает семью как важнейший институт социализации и сосредоточивает внимание на исполнении человеком своей роли в структуре родительско-детских отношений. В центре внимания этого направления исследований — воспитательные функции семьи, становление личности под влиянием родительского воспитания и всей семейной атмосферы.
Второе сосредоточено преимущественно на супружеских отношениях и изучает различные вопросы, связанные с брачными предпочтениями, психологической совместимостью супругов, особенностями супружеских ролей, удовлетворенностью браком.
Понятно, что ряд исследований занимает пограничное положение между этими, выделенными достаточно условно, направлениями. Это связано с тем, что сам психологический климат семьи, с одной стороны, определяется характером супружеских отношений, а с другой — выступает важным инструментом социализации.
Третье направление — достаточно автономное и в то же время неразрывно связанное с двумя первыми — прикладная семейная психология, а именно семейная психотерапия и консультирование. Очевидно, что большинство психологических проблем в семье либо возникают, либо проявляются (часто — и то, и другое), а многие проблемы непосредственно связаны с исполнением человеком своей супружеской, детской или родительской роли.

ПО ДОСТИЖЕНИИ ИНСАЙТА

В настоящее время именно прикладная семейная психология выступает наиболее востребованным и популярным направлением деятельности психологов, намного опережая исследовательскую активность в этой области, что отражается и в соотношении количества публикаций по разным направлениям.
На протяжении ХХ века интерес к семье, а также к разработкам методов терапевтического воздействия на нее, возникал у специалистов самых разных направлений. Представители каждого учения неизбежно выходили на семейные проблемы, предлагая собственную интерпретацию и пути их решения в рамках своих теорий.
Исторически первым было психодинамическое направление, выросшее, как считают на Западе, из анализа З. Фрейдом «случая маленького Ганса». Известно, что отец Ганса вел дневник и писал Фрейду письма, в которых сообщал о процессе интерпретаций переживаний сына, страдавшего навязчивыми страхами, а в ответ получал советы по проведению этой работы.
Были сформулированы основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте.
Задачей психотерапевтического воздействия на семью являлось достижение инсайта — осознание того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов.

ВОПРОС ПОКА ОТКРЫТ

Теория поля Курта Левина, возникшая в 30-е гг., получила развитие в терапевтических концепциях одного из ее видных представителей Отто Баха. Появление так называемой клиент-центрированной терапии Карла Роджерса привело к созданию соответствующей теории семейной терапии. Учение о рефлексах и основывающийся на нем поведенческий подход легли в основу формирования семейной поведенческой терапии. Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации в социальной психологии дали толчок возникновению коммуникативного анализа семьи.
Бурный рост исследований привел к тому, что в 60—70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Так, в рамках Американской психологической ассоциации сформировалось особое отделение (43-е) — «Психология семьи» — объединяющее исследователей данного направления. Однако в связи с разнородностью теоретических и практических подходов к такому сложному объекту исследования, как семья, данный вопрос пока остается открытым.
В отечественной науке психология семьи как особая научная отрасль сложилась сравнительно недавно. До конца 70-х гг. исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни социалистического общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму (небезынтересно было бы возобновление исследований в этом ключе в наши дни!).
Практически семья изучалась до 80-х гг. только клиническими психологами (в ту пору крайне немногочисленными) и психиатрами в целях лечения психических заболеваний и неврозов, и только в клинике осуществлялась помощь семье в связи с реабилитацией пациентов. В те годы принимать во внимание роль отца и матери в развитии личности было чревато обвинениями в тяготении к «классово чуждой» глубинной психологии, подчеркивать влияние семьи на психическое развитие означало биологизировать психику.

НА ОЧЕРЕДИ — МАСШТАБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для советских психологов человек был прежде всего представителем рода, носителем родовой сущности как совокупности общественных отношений. Было принято подчеркивать, что личность человека формируется в его предметной деятельности и деятельности общения. В такой трактовке исторически, социально и деятельностно детерминированный человек был как бы лишен интимных связей с близкими, развивался словно вне семьи.
Лишь в последние десятилетия, когда идеологическое давление на гуманитарные науки постепенно слабело, а потом и вовсе сошло на нет, психология позволила себе обратиться к личностной составляющей человека. Фактически стихийно начали складываться институты вневрачебной психотерапевтической и консультативной помощи семьям. Это, в свою очередь, подстегнуло интерес ученых-психологов к семье, который, однако, до сего дня не вылился в столь же масштабные исследования, какие уже полвека интенсивно ведутся на Западе.
При всем обилии и многообразии проведенных в мире исследований, очевидно, что многие вопросы психологии семьи разработаны еще недостаточно. Психологам еще предстоит понять, что принципиально отличает благополучную семью от неблагополучной, что лежит в основе межличностных конфликтов в семье, изучить природу материнства и отцовства, выяснить, какие модели родительского воспитания адекватны развитию личности на разных этапах детства, и многое другое.
Школьные психологи, постоянно наблюдающие в своей практике разнообразные феномены семейной психологии, способны внести в эту работу свой весомый вклад.

Сергей СТЕПАНОВ