Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

АНКЕТА

ОЦЕНКИ ГАРМОНИЗАЦИИ
СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Возможности использования разнообразных тестов и методик оценки семейных взаимоотношений ограничены по крайней мере двумя вещами.
Речь идет, во-первых, о диагностических проблемах получения информации о семье. Э.Г. Эйдемиллер группировал их в проблемы интимности, проблемы изменчивости и разбросанности данных (1999). В рамках наиболее, на наш взгляд, важной проблемы — проблемы интимности — можно рассматривать ряд обстоятельств, закономерно искажающих картину жизни семьи. Существуют, например, так называемые семейные фильтры, которые не пропускают правдивую информацию о тех или иных обстоятельствах жизни семьи.
Второе ограничение не менее важно для реальной практики школьного психолога. Ни для кого не секрет, что к школьному психологу идут, в первую очередь, вовсе не с семейными проблемами (хотя и такое бывает). Мы все-таки находимся в образовательном пространстве, а не в специализированной семейной консультации. Поэтому родителей волнует прежде всего вопрос: что делать с ребенком? Хотя при тщательной оценке ситуации психолог образования выходит именно на семейные проблемы, родители часто этого не понимают, и мотивация работать с самими собой у них отсутствует напрочь.
Точно так же они относятся и к диагностике, особенно если это начинает затрагивать их внутренние проблемы. Мне не раз приходилось наблюдать искреннее возмущение родителей, когда я пытался оценить их состояние, исследовать взаимоотношения. Пришли-то они с проблемами ребенка! И это практически аннулирует возможность какой-либо диагностики.

КОГДА И КАК?

В то же время большинство предлагаемых для семьи опросников, анкет и тестов ориентированы исключительно на высокую мотивацию семьи, на тех, кто приходит на консультацию с большим желанием скорректировать именно семейные отношения.
Таким образом, вычленяются две наиболее важные, на наш взгляд, проблемы оценки семейных отношений:
1. Когда можно такую оценку проводить (в ситуации консультирования ребенка по вопросам обучения и поведения)?
2. Какую информацию можно получить от родителей, чтобы она адекватно отражала тот аспект существования семьи, который может помочь в работе психолога?
Ответ по первому пункту вы можете частично получить, прочитав статью о консультировании семьи с проблемным ребенком (см. с. 18–19 настоящего номера). Можно лишь добавить, что мотивировать родителей начать что-то делать по отношению к самим себе, своей семье в целом можно лишь в случаях, когда проблемы ребенка вытекают непосредственно из проблем семьи и психологу удалось выявить это и убедить в этом родителей. Последнее очень важно и требует большого консультационного опыта.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Вторая проблема более многозначна. Мы хотим остановиться на одном аспекте, который кажется нам важным и который можно «опредметить» в реальной анкете.
В зарубежной литературе приводится ряд исследований, посвященных тому, в какой степени присутствие ребенка с какими-либо проблемами влияет на семейные роли. Исследование разнообразных категорий семей с проблемными детьми показало, что тяжесть нарушений у ребенка является недостаточным предсказателем семейной дезадаптации.
Часто депрессивное состояние матери можно наблюдать в семьях с маленькими детьми без каких-либо проблем в развитии и, наоборот, можно видеть хорошие отношения между членами семьи тяжелобольного ребенка.
Эти данные доказывают, что существуют факторы, помимо присутствия проблемного ребенка, которые способны разнонаправленно влиять на межличностные отношения в семье.
Так, исследования Галлахера и Бристола показали, что адаптация женщин к непропорциональной (по сравнению с другими членами семьи) нагрузке, которую они несут в связи с тяжестью ухода за больным ребенком (уровень их подавленности, удовлетворенности браком и уровень заботы о малыше), связана со способностью их партнера, то есть отца ребенка, оказывать как действенную, так и экспрессивную поддержку и помощь. Но то, насколько хорошо отец выполняет свою роль, также значимо связано с воспринимаемой уже им поддержкой, получаемой от жены.
Вероятно, самое интересное в этом исследовании то, что признается наличие динамического взаимодействия между предлагаемой супружеской поддержкой и нуждами и ожиданиями противоположной стороны. Простое правило — «чем больше поддержка — тем лучше» — не всегда достаточно эффективно для выстраивания гармоничных отношений между супругами. Супруги должны быть как бы «настроены на одну волну».

ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ

Было выявлено по крайней мере два вида поддержки и помощи членов семьи друг другу: помощь в непосредственном уходе за ребенком (помыть посуду, встать к ребенку ночью, сделать с ним уроки и т.п.) и экспрессивная поддержка (чисто эмоциональное включение в проблемы ребенка и тем самым в проблемы семьи). Кроме того, существует социальная помощь, которую оказывают (или по закону должны оказывать) семье государственные институты.
Зарубежными исследователями были получены интересные факты индивидуального реагирования отцов и матерей на различные виды поддержки. Так, было показано, что для отцов социальная поддержка (от государства, общественных организаций и т.п.) имеет большее значение, чем для матерей. В то же время для женщины важны как конкретная помощь по уходу за ребенком, так и просто эмоциональная включенность, экспрессивное выражение поддержки мужем, другими членами семьи.
Предлагаемая анкета оценивает, насколько жена (муж) нуждаются в том или ином виде помощи и насколько эта помощь оказывается в реальности другим членом супружеской пары. Естественно, эта помощь и поддержка ориентированы на проблемного ребенка.

ОБ АНКЕТЕ

Анкета была разработана американскими исследователями J.J. Gallagher и M.M. Bristol в 1981 году в Институте Северной Каролины для различных категорий семей с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии (children with special needs and handicapped children), и тогда же была переведена и адаптирована автором данной статьи для семей, имеющих детей с разнообразными проблемами — от тяжелой генетической патологии до речевых нарушений (всего 250 наблюдений).
Эта анкета проста, она не требует от родителей «глубокого анализа» своих супружеских отношений. Естественно, она исключительно субъективна — направлена именно на оценку субъективного чувства и не включает никаких «скрытых» исследовательских интересов.
В ней приведен широкий диапазон социальных и эмоциональных аспектов существования любой семьи. Практика использования анкеты показала, что она хорошо воспринимается родителями, они не рассматривают ее как специальное психологическое исследование (которого, придя с ребенком к психологу, не ожидают и боятся).
Первая часть анкеты очень близка к опроснику Спилбергера–Ханина (опросник ситуативной и личностной тревожности), точно так же анкета может быть и обработана.
Можно суммировать утверждения анкеты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20 и обнаружить отрицательное эмоциональное состояние, а суммируя утверждения 4, 8, 12, 16, — положительное. Картина становится ясна и без количественного обсчета.
В большинстве пунктов анкеты проводится сравнение между реальным положением дел (в различных аспектах существования семьи) и желаемым. Это поможет психологу-консультанту понять субъективное состояние удовлетворенности (или, наоборот, неудовлетворенности) членов семьи. Причем большинство утверждений не затрагивают на первый взгляд серьезных ценностей семьи и посвящены обычным бытовым вопросам существования, немудреной семейной рутине. Они не рассматриваются родителями как нечто серьезное и, следовательно, в какой-то степени выведены из-под контроля «семейных фильтров» (по Эйдемиллеру).
В любом случае никакие анкеты, опросники или серьезные проективные методики не заменят психологу профессионального, а во многих случаях и жизненного опыта.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. — М.: Изд. МГУ, 1987.
Аннотированный указатель литературы по психологическим методикам: Психология детей и подростков.
Вып. 1 /Под ред. Л.В. Куликова. Авторы-составители М.А. Розанова, Л.В. Куликов, И.Л. Борисенко. — СПб.: Наука, 1994.
Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /Под ред. В.К. Мягер, Р.А. Зачепицкого. — Л., 1987.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред.
А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. Серия «Психодигностика: педагогу, врачу, психологу. Вып. 1 /Под общей ред. Л.И. Вассермана. — М.: Фолиум, 1996.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.
Gallagher, J.J. & Bristol M.M. (1981) The Carolina Family Responsibilities Scale: A Measure of Real and Ideal Family Task Allocation. Unpublished Manuscript, University of North Carolina at Chapel Hill.

Уважаемые родители!

Заранее благодарим вас за участие в исследовании семей, имеющих маленьких детей. Ваши ответы помогут нам понять, какой вид помощи необходим вашей семье. С момента появления маленького ребенка в заботу о нем включаются все члены семьи, поэтому наши вопросы относятся к различным членам семьи и их взаимоотношениям. Пожалуйста, если у вас есть какие-либо вопросы или пожелания по поводу этого исследования, напишите их в конце анкеты.