АНКЕТА
ОЦЕНКИ ГАРМОНИЗАЦИИ
СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
И ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Возможности использования разнообразных
тестов и методик оценки семейных
взаимоотношений ограничены по крайней мере
двумя вещами.
Речь идет, во-первых, о диагностических проблемах
получения информации о семье. Э.Г. Эйдемиллер
группировал их в проблемы интимности, проблемы
изменчивости и разбросанности данных (1999). В
рамках наиболее, на наш взгляд, важной проблемы —
проблемы интимности — можно рассматривать ряд
обстоятельств, закономерно искажающих картину
жизни семьи. Существуют, например, так называемые
семейные фильтры, которые не пропускают
правдивую информацию о тех или иных
обстоятельствах жизни семьи.
Второе ограничение не менее важно для реальной
практики школьного психолога. Ни для кого не
секрет, что к школьному психологу идут, в первую
очередь, вовсе не с семейными проблемами (хотя и
такое бывает). Мы все-таки находимся в
образовательном пространстве, а не в
специализированной семейной консультации.
Поэтому родителей волнует прежде всего вопрос:
что делать с ребенком? Хотя при тщательной оценке
ситуации психолог образования выходит именно на
семейные проблемы, родители часто этого не
понимают, и мотивация работать с самими собой у
них отсутствует напрочь.
Точно так же они относятся и к диагностике,
особенно если это начинает затрагивать их
внутренние проблемы. Мне не раз приходилось
наблюдать искреннее возмущение родителей, когда
я пытался оценить их состояние, исследовать
взаимоотношения. Пришли-то они с проблемами
ребенка! И это практически аннулирует
возможность какой-либо диагностики.
КОГДА И КАК?
В то же время большинство предлагаемых для
семьи опросников, анкет и тестов ориентированы
исключительно на высокую мотивацию семьи, на тех,
кто приходит на консультацию с большим желанием
скорректировать именно семейные отношения.
Таким образом, вычленяются две наиболее важные,
на наш взгляд, проблемы оценки семейных
отношений:
1. Когда можно такую оценку проводить (в ситуации
консультирования ребенка по вопросам обучения и
поведения)?
2. Какую информацию можно получить от родителей,
чтобы она адекватно отражала тот аспект
существования семьи, который может помочь в
работе психолога?
Ответ по первому пункту вы можете частично
получить, прочитав статью о консультировании
семьи с проблемным ребенком (см. с. 18–19
настоящего номера). Можно лишь добавить, что
мотивировать родителей начать что-то делать по
отношению к самим себе, своей семье в целом можно
лишь в случаях, когда проблемы ребенка вытекают
непосредственно из проблем семьи и психологу
удалось выявить это и убедить в этом родителей.
Последнее очень важно и требует большого
консультационного опыта.
ДИНАМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вторая проблема более многозначна. Мы хотим
остановиться на одном аспекте, который кажется
нам важным и который можно «опредметить» в
реальной анкете.
В зарубежной литературе приводится ряд
исследований, посвященных тому, в какой степени
присутствие ребенка с какими-либо проблемами
влияет на семейные роли. Исследование
разнообразных категорий семей с проблемными
детьми показало, что тяжесть нарушений у ребенка
является недостаточным предсказателем семейной
дезадаптации.
Часто депрессивное состояние матери можно
наблюдать в семьях с маленькими детьми без
каких-либо проблем в развитии и, наоборот, можно
видеть хорошие отношения между членами семьи
тяжелобольного ребенка.
Эти данные доказывают, что существуют факторы,
помимо присутствия проблемного ребенка, которые
способны разнонаправленно влиять на
межличностные отношения в семье.
Так, исследования Галлахера и Бристола показали,
что адаптация женщин к непропорциональной (по
сравнению с другими членами семьи) нагрузке,
которую они несут в связи с тяжестью ухода за
больным ребенком (уровень их подавленности,
удовлетворенности браком и уровень заботы о
малыше), связана со способностью их партнера, то
есть отца ребенка, оказывать как действенную, так
и экспрессивную поддержку и помощь. Но то,
насколько хорошо отец выполняет свою роль, также
значимо связано с воспринимаемой уже им
поддержкой, получаемой от жены.
Вероятно, самое интересное в этом исследовании
то, что признается наличие динамического
взаимодействия между предлагаемой супружеской
поддержкой и нуждами и ожиданиями
противоположной стороны. Простое правило — «чем
больше поддержка — тем лучше» — не всегда
достаточно эффективно для выстраивания
гармоничных отношений между супругами. Супруги
должны быть как бы «настроены на одну волну».
ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ
Было выявлено по крайней мере два вида
поддержки и помощи членов семьи друг другу:
помощь в непосредственном уходе за ребенком
(помыть посуду, встать к ребенку ночью, сделать с
ним уроки и т.п.) и экспрессивная поддержка (чисто
эмоциональное включение в проблемы ребенка и тем
самым в проблемы семьи). Кроме того, существует
социальная помощь, которую оказывают (или по
закону должны оказывать) семье государственные
институты.
Зарубежными исследователями были получены
интересные факты индивидуального реагирования
отцов и матерей на различные виды поддержки. Так,
было показано, что для отцов социальная
поддержка (от государства, общественных
организаций и т.п.) имеет большее значение, чем
для матерей. В то же время для женщины важны как
конкретная помощь по уходу за ребенком, так и
просто эмоциональная включенность,
экспрессивное выражение поддержки мужем,
другими членами семьи.
Предлагаемая анкета оценивает, насколько жена
(муж) нуждаются в том или ином виде помощи и
насколько эта помощь оказывается в реальности
другим членом супружеской пары. Естественно, эта
помощь и поддержка ориентированы на проблемного
ребенка.
ОБ АНКЕТЕ
Анкета была разработана американскими
исследователями J.J. Gallagher и M.M. Bristol в 1981 году в
Институте Северной Каролины для различных
категорий семей с детьми, имеющими выраженные
отклонения в развитии (children with special needs and handicapped
children), и тогда же была переведена и адаптирована
автором данной статьи для семей, имеющих детей с
разнообразными проблемами — от тяжелой
генетической патологии до речевых нарушений
(всего 250 наблюдений).
Эта анкета проста, она не требует от родителей
«глубокого анализа» своих супружеских
отношений. Естественно, она исключительно
субъективна — направлена именно на оценку
субъективного чувства и не включает никаких
«скрытых» исследовательских интересов.
В ней приведен широкий диапазон социальных и
эмоциональных аспектов существования любой
семьи. Практика использования анкеты показала,
что она хорошо воспринимается родителями, они не
рассматривают ее как специальное
психологическое исследование (которого, придя с
ребенком к психологу, не ожидают и боятся).
Первая часть анкеты очень близка к опроснику
Спилбергера–Ханина (опросник ситуативной и
личностной тревожности), точно так же анкета
может быть и обработана.
Можно суммировать утверждения анкеты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9,
10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20 и обнаружить отрицательное
эмоциональное состояние, а суммируя утверждения
4, 8, 12, 16, — положительное. Картина становится ясна
и без количественного обсчета.
В большинстве пунктов анкеты проводится
сравнение между реальным положением дел (в
различных аспектах существования семьи) и
желаемым. Это поможет психологу-консультанту
понять субъективное состояние
удовлетворенности (или, наоборот,
неудовлетворенности) членов семьи. Причем
большинство утверждений не затрагивают на
первый взгляд серьезных ценностей семьи и
посвящены обычным бытовым вопросам
существования, немудреной семейной рутине. Они
не рассматриваются родителями как нечто
серьезное и, следовательно, в какой-то степени
выведены из-под контроля «семейных фильтров» (по
Эйдемиллеру).
В любом случае никакие анкеты, опросники или
серьезные проективные методики не заменят
психологу профессионального, а во многих случаях
и жизненного опыта.
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
ЛИТЕРАТУРА
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.
Социально-психологические методы исследования
супружеских отношений. Спецпрактикум по
социальной психологии. — М.: Изд. МГУ, 1987.
Аннотированный указатель литературы по
психологическим методикам: Психология детей и
подростков.
Вып. 1 /Под ред. Л.В. Куликова. Авторы-составители М.А.
Розанова, Л.В. Куликов, И.Л. Борисенко. — СПб.:
Наука, 1994.
Семейная психотерапия при нервных и психических
заболеваниях /Под ред. В.К. Мягер, Р.А.
Зачепицкого. — Л., 1987.
Семья в психологической консультации: Опыт и
проблемы психологического консультирования/ Под
ред.
А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика,
1989.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики
и психотерапии. Методическое пособие. Серия
«Психодигностика: педагогу, врачу, психологу.
Вып. 1 /Под общей ред. Л.И. Вассермана. — М.:
Фолиум, 1996.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и
психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.
Gallagher, J.J. & Bristol M.M. (1981) The Carolina Family Responsibilities
Scale: A Measure of Real and Ideal Family Task Allocation. Unpublished Manuscript,
University of North Carolina at Chapel Hill.
Уважаемые родители!
Заранее благодарим вас за участие в
исследовании семей, имеющих маленьких детей.
Ваши ответы помогут нам понять, какой вид помощи
необходим вашей семье. С момента появления
маленького ребенка в заботу о нем включаются все
члены семьи, поэтому наши вопросы относятся к
различным членам семьи и их взаимоотношениям.
Пожалуйста, если у вас есть какие-либо вопросы
или пожелания по поводу этого исследования,
напишите их в конце анкеты.
|