Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Окончание. См. №№ 4, 6, 7/2003 г.

ОШИБКИ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Существуют ошибки, которые можно отнести к категории серьезных.

Выбор неадекватных
диагностических методов

Эти ошибки связаны с использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности и надежности. Чаще всего это происходит при применении методов экспресс-диагностики к решению задач профотбора.
Например, популярный 16-факторный опросник Кэттелла, прекрасно показавший себя в большом количестве исследований, является крайне ненадежным при решении задач экспертизы профпригодности. Ведь данная методика работает только при двух условиях. Во-первых, испытуемый должен быть совершенно откровенным в своих ответах. Во-вторых, он должен быть полностью психически здоровым, то есть характеризоваться отсутствием расстройств психотической природы, невротических реакций и психопатических особенностей личности. Иначе мы можем получить любой профиль личности.
Ничего не поделаешь, это следствие очень коротких шкал, лежащих в основе опросника и чувствительных к случайным или намеренным искажениям результатов.
Примерами других ошибок может быть применение опросника Шмишека—Леонгарда, совершенно не валидного в той форме, в какой он сейчас существует, или же профотбор с помощью усеченного до 71 пункта MMPI (СМОЛ), который был разработан для исследования личности тяжелых соматических больных, перенесших инфаркт миокарда.
Причинами подобных ошибок могут быть:

  • недостаточные знания психометрических свойств методик;
  • субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик;
  • стремление сэкономить время и силы за счет применения экспресс-тестов.

Принятие неправильных
диагностических решений

Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретации диагностических показателей. Например, иногда делают выводы о чертах и типе личности при «пограничном профиле» методики MMPI, или о способностях на основе индикатора типов Майерс—Бриггс, или о психологических особенностях личности при однократном использовании методик Люшера или Сонди и т.д. Подобные ошибки могут объясняться:

  • недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях;
  • переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

Некорректное сообщение
психодиагностических результатов

Значительное количество ошибок приходится на этап сообщения клиенту результатов тестирования.

Преждевременное изложение результатов тестирования
без предварительной работы с клиентом

Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации.
Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов могут:

  • восприниматься клиентом как давление на него;
  • приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов;
  • препятствовать пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации;
  • мешать клиенту принимать активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом;
  • не удовлетворять потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.

Данная ошибка представляет собой частный случай нарушения стандартной последовательности консультационного процесса, попытку осуществить воздействие на клиента без предварительного установления контакта с ним, выяснения его проблем и проверки профконсультационных гипотез.

Передача клиенту заключения по результатам тестирования
в письменном виде или в виде компьютерной распечатки

К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку.
Из того, что консультант говорит, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. К тому же только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать.
Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Кроме того, письменные результаты тестирования могут попасть в руки других людей: родителей, учителей, друзей, руководителей, и последствия этого могут быть весьма печальны.
Такие ошибки могут быть вызваны:

  • затруднениями при устном изложении результатов диагностики;
  • стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования;
  • просьбами клиента.

Некорректный язык описания личности
при сообщении результатов тестирования

Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.
Это выражается в употреблении таких терминов, как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорят, какой он упорный, замкнутый, осмотрительный. Ему объясняют, какими качествами он обладает: педантичность, упрямство, раздражительность и т.п. Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.
При этом клиенту редко объясняют, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т. п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может ввести клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Человеку косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.
Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.
В результате такой подачи информации может создаться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом консультант может сослужить плохую службу.
Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в конкретной ситуации, как позитивное качество, дающее возможность приспособления к обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в обстановке, которую он воспринимает как угрожающую. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.
Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:
1) Принцип деноминализации — переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.
2) Принцип контекстуализации — указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.
3) Принцип позитивной реинтерпретации — замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу «не». Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений «не может», «не умеет», «не способен», предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствии тех или иных качеств.
Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт, нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.
Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:

  • более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства;
  • расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах;
  • ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.

Игорь СОЛОМИН,
начальник научно-методического отдела
ГП «ИМАТОН»,
г. Санкт-Петербург