Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологический тренинг с подростками

Людмила Анн
СПб.: Питер, 2003

Представляя читателям свою программу социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности», ее автор — практикующий психолог Людмила Анн основное внимание уделяет работе по формированию психического здоровья подростков. Под этим понимается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия», достичь которого невозможно без адекватного восприятия детьми личностного своеобразия. Занятия по саморазвитию личности, по мнению Людмилы Анн, являются важным шагом к гуманизации школьного образования.
Материал в книге подобран таким образом, что с программой могут работать не только опытные, но и начинающие психологи и даже педагоги.
Первая глава посвящена психологии подросткового возраста. В ней автор дает емкую характеристику этого непростого периода развития детей, знакомит с основными направлениями развивающей работы с подростками. Особое внимание уделяется проблеме тревожности как показателю неблагополучного развития личности.
Полезный материал содержит и глава «Социально-психологический тренинг как средство коррекции», где отражается богатый опыт тренинговой работы автора.
В основной части книги подробно излагается содержание социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности». Он состоит из двадцати занятий, каждое из которых включает методические разработки психологических упражнений и этюдов. Отдельная глава посвящена психогимнастическим упражнениям, которые специалисты могут использовать как в ходе проведения тренинга, так и в других видах развивающей и коррекционной работы.
Начинающие тренеры узнают, как с помощью этих упражнений можно влиять и на общую атмосферу в группе, и на самочувствие отдельных ее участников. Оказывается, важно не только правильно выбрать то или иное упражнение, но и создать мотивацию для его выполнения.
Практически все предлагаемые упражнения сопровождаются инструкциями по обсуждению их результатов на завершающей стадии.
Особо хочется отметить материалы, содержащиеся в приложении. Там представлен учебно-тематический план, где четко определена последовательность и количество занятий по каждой теме. Этот план имеет два варианта проведения тренинговых занятий — в общеобразовательных и в коррекционных классах.
Во второй части приложения представлены несколько вариантов психодиагностических методик для определения уровня тревожности и самооценки у детей подросткового возраста, из которых психологи могут выбрать наиболее им подходящие. Автор рекомендует проводить диагностику не только в начале групповой работы (для отбора детей) и после ее окончания (при определении результативности проделанной работы), но и по мере необходимости в процессе тренинга.
В целом хочется отметить, что содержание и подробная проработка материала делают это издание самодостаточным. Имея на руках эту книгу, специалист может проводить серьезную длительную работу, практически не обращаясь к другим источникам.

Ольга РЕШЕТНИКОВА