Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


ТЕТ-А-ТЕТ

ГЛУБИНА НАДЕЖДЫ

Ответственность — ключевое понятие всей гуманистической психологии и психотерапии. Если человек по природе своей свободное существо, то он свободен и в принятии на себя ответственности. Прежде всего ответственности за свою жизнь. Лишать его этой ответственности, по мнению представителей экзистенциальной философии и гуманистической психологии, нельзя.

КЛИЕНТ, А НЕ ПАЦИЕНТ

Мы не можем прожить жизнь за другого человека и поэтому не вправе диктовать ему правила его жизни. Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь и несет всю полноту ответственности за то, что с ним происходит.
Такая точка зрения полностью соответствует современным общественным идеалам, но в практике психотерапии и консультирования (впрочем, как и в любой сфере социальной жизни) ее применение сталкивается с рядом трудностей.
Исторически психотерапия появилась из недр медицины и унаследовала от нее модель отношений пациента и врача. В этой модели врач является экспертом, который и определяет, исходя из своих знаний и опыта, источник недомогания и лечебные процедуры. Пациент здесь выступает в качестве статичной фигуры, которая должна безропотно выполнять все предписания врача.
Выбор у пациента только один: выполнять предписания или не выполнять. Если он их выполняет, то ответственность за результат целиком и полностью лежит на враче, являющемся лицом авторитетным и, по сути, авторитарным. С другой стороны, эта позиция облегчает жизнь врачу: если ты не выполняешь мои предписания, — я за последствия не отвечаю.
Первые психотерапевты активно использовали в своей практике гипноз, что отдавало клиента почти целиком во власть терапевта. Фрейд придумал новый метод «лечения разговором», предложив пациенту стать соратником терапевта в деле исследования бессознательного избавления от проблем.
Хотя потребовалось значительное время, чтобы преодолеть авторитарный стереотип отношений терапевт—клиент (в том числе и в психоанализе, ведь большинство психоаналитиков получили классическое медицинское образование, впитывая вместе с ним и господствующую в медицине модель отношений), в результате в психотерапии выработалась иная модель отношений — модель выбора.
Начало активному внедрению этой модели в психотерапевтическую практику положил Карл Роджерс. Именно он предложил именовать человека, обратившегося за психологической, в том числе и психотерапевтической, помощью клиентом вместо принятого обращения «пациент».
В настоящее время эта модель отношений получила широкое распространение в практике психотерапевтов различных теоретических воззрений — от психоанализа до бихевиоризма, значительно изменив лицо психотерапии и консультирования.
Модель выбора предполагает, что ответственность за процесс и результат терапии лежит на клиенте в гораздо большей степени, чем на терапевте. Именно клиент принимает решение об обращении за помощью, он выбирает себе терапевта, он должен определять источник проблем и направлять ход терапии...
Этот перечень можно продолжать до полного абсурда, но рано или поздно возникает вопрос: а терапевт-то зачем?

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

В рамках этой модели функция психотерапевта (психолога-консультанта) действительно меняется. Теперь он не только и не столько эксперт в области душевных проблем, сколько в первую очередь — специалист-коммуникатор, отвечающий за создание условий для разрешения затруднений клиента.
Чтобы решить любую психологическую проблему, человек должен изменить что-то в себе. Задача терапевта — помочь человеку осознать возможные для него способы разрешения трудной ситуации, в которой он оказался, и принять решение относительно необходимых для него изменений или действий. И, конечно, терапевт может поддерживать клиента на протяжении нелегкого пути к новой жизни.
В конечном счете человек сам принимает решения и делает выбор. Вы не можете знать, какой вариант изменений является для него лучшим; никакой опыт, по моему мнению, не дает такого абсолютного знания. Но люди часто не готовы принять на себя ответственность за свои выборы. Они ждут от вас готового решения, совета.
Но если психолог даст совет, какое решение принять, а это не принесет ожидаемого облегчения (а так бывает довольно часто), то «виноват» в этой неудаче будет только сам советующий.
Моя работа в качестве консультанта богата примерами ограниченной ценности совета. Вот не вполне типичный, но очень красноречивый случай.
Одна девочка-подросток постоянно спрашивала меня: «Что мне делать?» Когда я очень осторожно предлагал ей попробовать какой-то вариант поведения, она заявляла, что все это полная чушь, она в это не верит и поэтому не будет этого делать (хотя я ссылался не только на свой опыт, но и на опубликованные исследования). Мы продолжали наши встречи, и она снова задавала тот же вопрос, чтобы отвергнуть предлагаемые мною варианты.
Лишь спустя несколько месяцев она вдруг сама (!) стала говорить то, что раньше активно отвергала. Пользуясь ее же словами, в ней должно было что-то «переключиться», «щелкнуть», но только она имела право нажать на этот внутренний переключатель. Для этого ей надо было стать немного взрослей (или сильней?).
При всей сложности взаимодействия с этим ребенком с ней было просто уже потому, что она была открыта. Другой человек может на словах согласиться с вашими предложениями, но не выберет то, что вы ему советуете. И тогда его действия обречены на неудачу, поскольку он не станет прилагать к ним необходимого количества усилий.
Мне приходилось сталкиваться и с другой крайностью: «Психолог советов не дает!» По моему мнению, это еще большая глупость, чем бесконечные советы.
Психолог все-таки эксперт в своей области. Он знает технические приемы, он владеет информацией об особенностях протекания психических процессов
и т.д. И если после получаса разговора в ответ на конкретный вопрос клиента: «Так что же делать на экзамене, когда у меня все мысли вылетели из головы?» — консультант заявит: «Я советов не даю, если хотите, давайте поговорим об этом еще», — клиент к нему больше не придет.
Так что советы давать можно, а иногда и нужно. Главное — придерживаться принципа: давать клиенту только такой совет, которым он действительно сможет воспользоваться.

НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

За стремлением терапевта взвалить на себя всю полноту ответственности за процесс психотерапии часто прячется страх: он боится, что без его активной помощи клиент если и не погибнет, то будет страдать гораздо сильнее. Это одно из наиболее распространенных заблуждений среди студентов-психологов.
Но ведь до встречи с консультантом человек как-то жил. И хотя проблема для него является больной, все же за долгое время выработалась защита, да и сама боль стала какой-то привычной и не очень страшной...
За помощью человек обращается, как правило, в острой ситуации, но если ему не удается в этот момент никого найти, то назавтра обычно включаются привычные механизмы защиты и кажется, что все не так уж плохо, да и разве можно что-то изменить?..
Клиенты иногда пытаются манипулировать терапевтом, заявляя ему: «Вы — моя последняя надежда!» Я сразу пресекаю такие разговоры, заявляя человеку, что «надежда не бывает последней, постараюсь помочь всем, чем смогу, но я не единственный профессионал в этом мире. И жизни отдельного человека не хватит, чтобы исчерпать все возможности для помощи. Просто часть этих возможностей пока еще скрыта от вас, так же как раньше вы ничего не знали обо мне. Давайте вместе надеяться, что больше не придется никого задействовать, но вы не должны лишать себя иных вариантов».
Такие слова, услышанные из уст психолога, помогают человеку успокоиться и осознать, что не все здесь будут решать за него, и увеличить «глубину надежды» (вот, родилось новое психологическое измерение, по аналогии с глубиной резкости в фотографии).
Важно донести до клиента, что глубина надежды зависит от его собственной активности. И не просто физических метаний, но активности души.
Но что делать, если человек говорит, что у него нет сил, что он уже столько раз пробовал и все бесполезно?
Помощь в отыскании сил и обретении уверенности — одна из важнейших задач консультанта в рамках модели выбора. Это не просто задача, это самый надежный, а иногда и единственный путь к обретению клиентом способности выбирать и принимать на себя ответственность.
Здесь важно понимать, что человек до настоящего момента тратил свою энергию не столько на действия, сколько на сдерживание себя. Например, проблема юноши заключается в том, что он очень хочет знакомиться и общаться с девушками, но никак не может решиться на это. Значит — он тратит колоссальные силы на удерживание себя от знакомства. Каждый из нас пробовал сдерживать те или иные свои желания и поэтому может легко себе представить, сколько для этого требуется сил.
Задача психолога — помочь этому молодому человеку обрести свободу самопредъявления. Ну и, может быть, подсказать какие-то приемы для преодоления скованности.
Ответственность — это очень непросто. Для того чтобы сделать выбор, нужны время и силы. Время для созревания и силы для действий. Главное, что может сделать психолог, — это предоставить человеку время для понимания себя, дать ему поддержку в этом процессе и помочь осветить те неизвестные уголки его внутреннего пространства, где лежат возможности и орудия для решения проблем.
Но чистить их от пыли, приводить в рабочее состояние, применять по назначению он должен сам, ибо никто не может поддерживать в доме порядок лучше хозяина.
Главное — понять, какой именно порядок нужен тебе в жизни. И принять на себя ответственность за эту жизнь. Такой выбор нужно сделать и каждому психологу-консультанту.
Но это уже совсем другая история.

Александр ШАДУРА