Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

По ту сторону сознания

А.Г. Асмолов
М.: Смысл, 2002

Любая книга начинается с названия, которое в немалой степени определяет ее дальнейшую судьбу. В данном случае оно притягивает и пугает одновременно. Притягивает своими явно психологическими ассоциациями с работами З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» и Б. Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства». Пугает сложностью — если идеи неклассической психологии прочно связаны с именами Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, то словосочетание «по ту сторону сознания» кажется чем-то совсем непонятным.
Знакомство с книгой способствует пониманию и осознанию многих психологических положений и понятий, но не освобождает от желания если не вступить в дискуссию с автором, то, по крайней мере, продолжить самостоятельные размышления над затронутыми в книге проблемами.
Это свидетельствует о смелой позиции создателя книги, которая представляет собой учебное пособие, обобщающее 25-летний опыт психологических изысканий автора. Книга отражает как развитие взглядов ученого, так и в известном смысле те изменения, которые претерпела психологическая наука.
По мнению А.Г. Асмолова, в эпоху перемен существует много психологий, но не существует единой психологии, что не свидетельствует о незрелости науки, а является свободной констатацией реального положения дел.
В книге настойчиво проводится мысль о праве и одновременно необходимости выбора каждым психологом среди разных психологий той, что близка ему по духу. Поиск и обретение такой точки опоры в личной и профессиональной жизни становится главной задачей.
Автор делится с читателем личным опытом профессионального самоопределения. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского, психология установки Д.Н. Узнадзе, психология деятельности А.Н. Леонтьева, идеи М.К. Мамардашвили о соотношении классического и неклассического идеала рациональности в философии и научном познании мира оказали существенное влияние на формирование психологического мышления автора и становление его личности.
Книга настраивает на серьезное чтение, которое предполагает не только знание историко-психологических и историко-философских истин и заблуждений, но и готовность следовать за мыслью автора в соответствии с его логикой.
В силу того что книга состоит из ряда работ, совсем не обязательно читать ее сразу от начала до конца. Тем более что статьи отличаются по уровню теоретического обобщения.
В частности, некоторые публикации, непосредственно связанные с проблемами образования, для своего понимания и осмысления не требуют фундаментальной психологической подготовки. Рассуждения о социальном инфантилизме, обнищании души при обогащении информацией, о мотивации потребления и созидания, хотя и родились в теперь уже далекие 80-е годы, не потеряли своей актуальности, да и вряд ли потеряют когда-либо.

Марина СТЕПАНОВА