Психология детей и подростков
Л.М. Фридман
М.: Изд-во Института психотерапии, 2003
При знакомстве с новой книгой возникает
естественное желание найти то, что отличает ее от
других изданий аналогичной тематики. Эта книга
выделяется скорее не оригинальностью авторских
идей, а неярко выраженной энциклопедичностью, о
чем свидетельствуют общее число затрагиваемых
автором проблем и многочисленные ссылки на
работы отечественных и зарубежных
исследователей.
Недаром сам автор называет свою книгу
справочником по психологии детей и подростков,
претендуя тем самым на достаточно полное
освещение затронутой проблемы.
Однако подобная энциклопедичная манера
изложения способствует формированию не
целостного, а мозаичного представления о
психических особенностях детей.
Так сложилось, что в работах, посвященных
вопросам педагогической психологии, речь идет
преимущественно об особенностях учебной
деятельности, в то время как вопросы воспитания
остаются в стороне.
Книга Л.М. Фридмана в этом отношении
исключительна, так как в ней активно обсуждаются
проблемы психологии воспитания. Достаточно
посмотреть на названия частей книги, чтобы
убедиться в этом: «Психология воспитанников»,
«Психология процесса воспитания», «Психология
воспитателей».
В «Предисловии» автор указывает, что одной из
причин неудач в деле воспитания детей выступает
отсутствие у педагогов нужной психологической
базы. Данный справочник, по мнению автора,
«поможет сотрудникам учебных и воспитательных
заведений отыскать нужную информацию при
возникновении тех или иных затруднений».
Несмотря на информативность издания, доступную
манеру изложения, наличие иллюстраций, книга
все-таки производит впечатление умозрительной.
Дело даже не в том, что в ней отсутствуют
практические рекомендации, — их можно было бы
вывести и самостоятельно. Обращает на себя
внимание известная оторванность материала книги
от реалий современной жизни.
Конечно, проблема социальной адаптации учащихся
стояла и будет стоять всегда, но простого
указания на их неготовность к взрослой жизни
явно недостаточно.
В то же время некоторые сведения, например, о
возрастном развитии человека и его особенностях,
темпераменте, помощи школы семье ученика,
передовом и новаторском опыте кажутся либо
общеизвестными, либо имеющими отдаленное
отношение к обсуждаемой теме.
Кроме того, для книги характерно смешение
психологических и педагогических, а в некоторых
случаях и медицинских знаний. Специфика
собственно психологических проблем ребенка
нередко теряется среди иных, обсуждаемых на
страницах справочника.
В целом книга производит двойственное
впечатление: с одной стороны, все, о чем говорится
здесь, может быть отнесено к разряду проверенных
временем истин, но, с другой стороны, именно
поэтому они должны быть хорошо известны любому
педагогу.
Что касается психологов образования, то она
может быть им полезна при подготовке к беседам с
учителями и к выступлениям на родительских
собраниях.
Марина СТЕПАНОВА |