Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологические тесты
и упражнения для детей

Кэтрин Тейлор
М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002

Это издание можно рассматривать как еще одну попытку популяризации практической психологии. Автор — практикующий детский психолог (о чем можно догадаться при чтении книги), использующий в своей работе самые разнообразные методы, пытается научить родителей и воспитателей диагностической и развивающей работе с детьми.
Начинание на первый взгляд самое похвальное, если бы Кэтрин Тейлор не пошла самым простым, но самым малорезультативным и опасным путем: она предлагает родителям для занятий с детьми внешне простые, но чрезвычайно тонкие по интерпретации профессиональные тесты.
Уже из вступления читателям становится ясно, как с помощью небольших проективных методик легко разобраться в своем внутреннем состоянии, проблемах и тревогах. Анализируя предпочтение тех или иных геометрических фигур, можно узнать (ни много ни мало) «разницу между вашими сознательными отношениями и бессознательными устремлениями». При этом автор, казалось бы, напрочь забывает о том, что поверхностная трактовка любых, пусть даже самых хороших тестов, без глубоких знаний и учета контекста их выполнения, неэкологична, а сами эти задания в такой подаче напоминают «психологические» тесты из дамских журналов.
Но если взрослые могут безболезненно анализировать себя подобным образом, то проводить подобные эксперименты на детях очень опасно.
Первая глава с невинным заглавием «Тест «Сказка» представляет собой текстовый (без рисунков) вариант проективной методики «Сказки Дюсса», которая предназначена для исследования глубинных психоаналитических проблем и страхов ребенка и требует специальных знаний и профессионального подхода.
Довольно странно выглядит предложение родителям самостоятельно выяснить (с помощью сказки «Похороны»), «не испытывает ли он (ребенок) желание смерти» кого-то из членов семьи. «Опираясь на данные, полученные при исследовании, вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком», — уверяет автор. Интересно, каким образом?
Но, как обычно бывает, подобные издания имеют и позитивную часть. Кроме вполне нейтральных для применения родителями и воспитателями рисуночных тестов, таких, как «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Рисунок дерева», «Дом-дерево-человек», «Рисование пальцами», автор предлагает диагностический тест «Деревня» (адаптированный вариант теста «Воображаемая деревня» Н. Артура), который можно использовать как неплохое игровое и развивающее занятие для детей дошкольного возраста.
Интересными и полезными для родителей будут и главы «Особенности детского рисунка» и «Особенности детской игры», из которых они могут почерпнуть что-то действительно пригодное для занятий с собственным ребенком. А в главе «Заключение» собраны упражнения «на все случаи жизни».
В целом, хочется отметить, что именно развивающие игры и упражнения, которые Кэтрин Тейлор предлагает родителям на протяжении всей книги, принесут детям гораздо больше пользы, чем рекомендуемые для кустарного использования профессиональные тесты.

Ольга РЕШЕТНИКОВА