Психологические тесты
и упражнения для детей
Кэтрин Тейлор
М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002
Это издание можно рассматривать как еще одну
попытку популяризации практической психологии.
Автор — практикующий детский психолог (о чем
можно догадаться при чтении книги), использующий
в своей работе самые разнообразные методы,
пытается научить родителей и воспитателей
диагностической и развивающей работе с детьми.
Начинание на первый взгляд самое похвальное,
если бы Кэтрин Тейлор не пошла самым простым, но
самым малорезультативным и опасным путем: она
предлагает родителям для занятий с детьми внешне
простые, но чрезвычайно тонкие по интерпретации
профессиональные тесты.
Уже из вступления читателям становится ясно, как
с помощью небольших проективных методик легко
разобраться в своем внутреннем состоянии,
проблемах и тревогах. Анализируя предпочтение
тех или иных геометрических фигур, можно узнать
(ни много ни мало) «разницу между вашими
сознательными отношениями и бессознательными
устремлениями». При этом автор, казалось бы,
напрочь забывает о том, что поверхностная
трактовка любых, пусть даже самых хороших тестов,
без глубоких знаний и учета контекста их
выполнения, неэкологична, а сами эти задания в
такой подаче напоминают «психологические» тесты
из дамских журналов.
Но если взрослые могут безболезненно
анализировать себя подобным образом, то
проводить подобные эксперименты на детях очень
опасно.
Первая глава с невинным заглавием «Тест «Сказка»
представляет собой текстовый (без рисунков)
вариант проективной методики «Сказки Дюсса»,
которая предназначена для исследования
глубинных психоаналитических проблем и страхов
ребенка и требует специальных знаний и
профессионального подхода.
Довольно странно выглядит предложение родителям
самостоятельно выяснить (с помощью сказки
«Похороны»), «не испытывает ли он (ребенок)
желание смерти» кого-то из членов семьи.
«Опираясь на данные, полученные при
исследовании, вы сможете более эффективно
строить свои отношения с ребенком», — уверяет
автор. Интересно, каким образом?
Но, как обычно бывает, подобные издания имеют и
позитивную часть. Кроме вполне нейтральных для
применения родителями и воспитателями
рисуночных тестов, таких, как «Рисунок человека»,
«Рисунок семьи», «Рисунок дерева»,
«Дом-дерево-человек», «Рисование пальцами»,
автор предлагает диагностический тест «Деревня»
(адаптированный вариант теста «Воображаемая
деревня» Н. Артура), который можно использовать
как неплохое игровое и развивающее занятие для
детей дошкольного возраста.
Интересными и полезными для родителей будут и
главы «Особенности детского рисунка» и
«Особенности детской игры», из которых они могут
почерпнуть что-то действительно пригодное для
занятий с собственным ребенком. А в главе
«Заключение» собраны упражнения «на все случаи
жизни».
В целом, хочется отметить, что именно развивающие
игры и упражнения, которые Кэтрин Тейлор
предлагает родителям на протяжении всей книги,
принесут детям гораздо больше пользы, чем
рекомендуемые для кустарного использования
профессиональные тесты.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |