Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2003


ИГРОТЕКА

ЧАРЫ ЗЛОБНОГО КРОКСА

II этап.
ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
КТО ВО ЧТО ПРЕВРАЩЕН?

Окончание. Начало см. "Школьный психолог", № 13/2003

Первый вариант.
Продолжение

Ведущий проверяет, все ли хорошо поняли инструкцию, отвечает на уточняющие вопросы участников. Только после этого можно приступать собственно к игре.
Сидящим в кругу участникам ведущий раздает карточки «рубашкой» вверх. По его сигналу все одновременно поднимают карточки и читают надписи на них. После этого карточки можно спрятать в карман или положить на пол.
Неуязвимый открывает себя и демонстрирует остальным игрокам свою карточку. С этого момента и начинается отсчет времени — пять минут.
Неуязвимый может демонстрировать разные стратегии поведения. Например, формулировать вопросы в соответствии с игрой «Да-нет», то есть такие, которые подразумевают однозначные и односложные ответы. Может общаться только с одним игроком до окончательного его «опознания». А может задавать вопросы, требуя ответы ото всех сразу, а затем проводить сортировку.
Скажем, спросить: «Вы живое существо?», а потом рассадить «живых» по одну сторону от себя, а «вещи» — по другую. Потом классифицировать далее или взаимодействовать с каждой группой по отдельности.
16-6.gif (2550 bytes)Те, чью роль Неуязвимый сумел правильно определить, демонстрируют другим свою карточку и становятся заинтересованными наблюдателями (как вариант: им можно предоставить право помогать Неуязвимому формулировать вопросы или подсказывать версии; в случае явных затруднений Неуязвимого ведущий может дать им возможность одновременно «расколдовывать» других игроков).
Интересно понаблюдать, какие способы станет использовать Неуязвимый для того, чтобы определить чародея Крокса.
Если ему это не удалось, то через пять минут ведущий прерывает процесс расколдовывания.
Ведущий. Стоп! Набравшись новых сил, чародей Крокс произносит новое заклинание, и все путешественники подвергаются еще одному превращению. Но прежде чем это произойдет, давайте выясним, в кого превращался сам чародей Крокс? (Игрок, который исполнял роль Крокса, демонстрирует свою карточку.) А теперь давайте подсчитаем, скольких путешественников удалось расколдовать Неуязвимому.
После подсчета числа освобожденных от чар участники сдают свои карточки ведущему. Карточки перемешиваются и снова возвращаются участникам. При этом ведущему стоит поменять большинство карточек, но обязательно сохранить в стопке карточки Неуязвимого и чародея Крокса.
16-5.gif (1439 bytes)Таким образом, процедура повторяется, однако теперь появляются новый Неуязвимый и новый Крокс. Впрочем, если даже некоторым участникам достанутся те же роли, ведущий может в дальнейшем прокомментировать этот факт: Неуязвимый на самом деле оказался защищенным от злых чар, а Крокс — невероятно хитрым.
В любом случае Неуязвимый так же, как и в первый раз, предъявляет участникам свою карточку и начинает расколдовывать всех остальных.
Игру можно провести несколько раз, пока ведущий не почувствует угасание интереса участников. Азарт может быть достаточно высок за счет возникающего эффекта соревновательности: кто же сумел за отведенные ему пять минут расколдовать самое большое число участников?

Второй вариант

Процедура игры может повернуться и несколько иначе.
Ведущий указывает в инструкции, что опознание участников Неуязвимый должен проводить не с помощью вопросов, требующих однозначного ответа, а путем простого угадывания на основе невербального объяснения участников.
При этом можно договориться, например, о том, что игроки, превращенные в зверей или птиц, имеют возможность сопровождать свое объяснение ревом, лаем, мяуканьем, чириканьем и т.п., а игроки, превращенные в предметы, совсем не должны издавать звуки.
В остальном игра проводится аналогично первому варианту. Очевидно, что в этом случае больший акцент делается на формировании навыков невербальной коммуникации. Дополнительные возможности открываются, если вербальные и невербальные туры игры чередовать.

Третий вариант

Этот вариант отличается от предыдущих прежде всего тем, что роли и Неуязвимого и чародея Крокса закрепляются на все туры игры за одними и теми же игроками. Все остальные каждые пять минут меняют свои обличия в результате превращений.
Игра идет до тех пор, пока Крокс не будет обнаружен. Для того чтобы не открыться сразу же, на каждом этапе игрок в роли Крокса должен так же, как и остальные участники, получать новую карточку (карточка с надписью «Чародей Крокс» после первого тура должна быть изъята из набора ведущим).
Несмотря на то что он может выдавать себя либо за предмет, написанный на карточке, либо за то, что ему самому придет в голову (ведущий предупреждает о таком праве Крокса), игрок остается на самом деле Кроксом и должен все время помнить об этом.
В этом варианте игры интрига закручивается вокруг умения Неуязвимого отличать фальшивую роль от подлинной. Здесь возможно проведение процедуры и по вербальному и по невербальному варианту.

III этап.
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ

При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы:
Какие моменты игры понравились больше всего? Почему?
Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры?
Узнали ли вы что-то новое об участниках группы?
За счет чего было трудно (легко) определить, в кого превратился чародей Крокс?
Какие способы использовал Неуязвимый, чтобы опознать Крокса и расколдовать как можно большее число своих товарищей?

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук