Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Проблемы маленького ребенка

Г.Б. Монина, Е.К. Лютова
СПб: Речь, 2002

Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Как реагировать на его грубые слова? Что делать, если он не убирает за собой игрушки? Если кусает других детей? Если ребенка не оторвать от телевизора? Как поступить, если ребенок не желает делиться своими игрушками?
Эти вопросы звучали неоднократно, и неоднократно звучали ответы на них. Но вот подрастает еще один ребенок, и вечные вопросы задаются снова.
Прежде всего книгу «Проблемы маленького ребенка» можно рекомендовать родителям. Мамам, папам, бабушкам — всем, кто растит малыша, стремится сделать его жизнь как можно более психологически комфортной и ищет ответы на бесконечные, ежедневно возникающие вопросы.
Сама идея создания книги возникла в процессе работы с ищущими, заинтересованными взрослыми, и потому на свет появился, по сути, сборник советов, ответов и рекомендаций если не на все, то на очень многие случаи жизни ребенка раннего возраста.
Но и для детских психологов рецензируемая книга представляет определенный интерес. Возможно, здесь вы не найдете принципиально новой информации и все теоретические выкладки, фамилии и положения покажутся вам знакомыми.
Наверняка вы встретите немало «прописных» проблемных ситуаций и почти хрестоматийных примеров. Но из таких ситуаций состоит наша жизнь. И именно вновь звучащие прописные истины часто помогают с этими ситуациями справиться.
Детский психолог из года в год сталкивается с одними и теми же проблемами маленького ребенка и вопросами его родителей. Данная книга еще раз расскажет, какие особенности присущи каждому этапу раннего возраста, напомнит о существующих типах темперамента и обозначит роль взрослого в жизни малыша.
«Проблемы маленького ребенка» — далеко не первое издание подобного формата. Отечественные и зарубежные авторы не раз составляли в помощь родителям, а также детским психологам и консультантам сборники рекомендаций «на каждый день». Тем не менее такая литература вряд ли когда-нибудь потеряет актуальность.
Кроме того, книга двух детских и, без сомнения, высоко профессиональных практических психологов выгодно отличается разносторонностью. Кроме замечательного справочного «Блокнота для родителей» она содержит целое собрание интересных и полезных игр для самых различных ситуаций, комплекс физических упражнений для детей раннего возраста, рекомендации относительно игрушек и книг, а также приложение, содержащее краткие и емкие памятки для родителей, и много другой несомненно нужной и полезной информации.
Нельзя не отметить, что материал отлично систематизирован. Это делает его восприятие легким, а использование удобным.
Прочтите и еще раз убедитесь: проблемы маленького ребенка вечны, но вполне решаемы, если есть желание и профессиональная психологическая поддержка.

Татьяна ГРОМОВА