Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тринадцать диалогов о психологии

Е.Е. Соколова
М.: Смысл, 2003

Знакомство с этой книгой у меня состоялось около 10 лет назад: впервые она увидела свет в 1994 году. Настоящее издание, четвертое по счету, несмотря на дополнения сохранило, по словам автора, структуру и основное содержание предыдущих изданий.
В профессиональной интуиции автора сомневаться не приходится — название не может не привлечь к себе внимание психолога, причем одинаково притягивает и слово «диалог», и число тринадцать.
Чтение книги подтверждает предположение о ее оригинальности. Здесь два действующих лица — студент-первокурсник и аспирант. Студент задает вопросы, а нагруженный знаниями аспирант отвечает, исходя из возможностей современной психологии, и поэтому некоторые вопросы остаются без ответа.
Выбор диалога в качестве формы приобщения молодого человека к научным знаниям представляется адекватным поставленной задаче и способствует преодолению естественного страха перед новой, ранее неизвестной областью.
Этим своеобразие книги не исчерпывается. Она выделяется среди большого числа учебных пособий по психологии не только способом изложения, но и содержанием.
Было бы ошибочно отнести ее к категории обычных учебников, так как включение в изложение отрывков из классических и современных работ отечественных и зарубежных исследователей приближает ее к хрестоматии. Такое сочетание учебного пособия и хрестоматии формирует потребность обращаться к первоисточникам, так как любая, самая, казалось бы, объективная интерпретация психологического учения не застрахована от субъективности.
На знакомство с классическими трудами по психологии настраивает и помещенный в конце каждого диалога обширный список литературы.
Авторская концепция нашла свое отражение и в принципах построения книги. С одной стороны, основу каждого диалога составляет та или иная проблема — психология как наука о душе, интроспективная психология, проблема бессознательного, человек в поисках смысла и т.п. С другой стороны, проблемный принцип не противоречит принципу историзма и принципу теоретико-методологической направленности изложения.
Последний особенно важен для практических психологов, так как, по мнению автора, за самым отдаленным от теории фактом всегда лежит та или иная стратегия исследования.
Эта мысль иллюстрируется на многочисленных примерах. В частности, автором показано принципиальное отличие различных психотерапевтических практик и предлагается шесть (!) оснований для их возможной классификации. Проблема соотношения теории и практики является ключевой для автора, именно поэтому она начинает и завершает изложение.
«Тринадцать диалогов...» будут полезны всем, желающим получить общее представление о психологии — ее истоках и современном состоянии, теориях и экспериментах, методах исследования и спорных вопросах.
Автор не претендует на фундаментальность изложения, но обеспечивает понимание основных психологических положений и понятий, необходимых для дальнейшего теоретического и практического освоения психологии.

Марина СТЕПАНОВА