Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2003


РЕПОРТАЖ

Как сохранить психическое здоровье

Вообще-то по строгим журналистским правилам нельзя в мае публиковать репортаж о событии, которое прошло в январе. Но репортаж о новосибирской конференции, который мы сегодня публикуем, поздно попал в редакцию. И перед нами встала дилемма: либо не публиковать материал вообще, либо нарушить неписаные нормативы. Поскольку тема показалась нам актуальной, мы выбрали второе.

Редакция

Значительным событием в жизни педагогического сообщества Новосибирска стала научно-практическая конференция «Психическое здоровье личности — актуальная проблема образования», которая прошла в январе 2003 г. Конференция проводилась по инициативе Городского центра развития образования (ГЦРО).
Идея ее проведения была поддержана ведущими учеными, исследователями и практиками Новосибирска. Активное участие в конференции специалистов системы образования, социальной защиты, сотрудников учебных и научных институтов, Департамента по социальной политике и других учреждений придали ей статус межведомственной и междисциплинарной. В работе конференции приняли участие более 400 человек.

С приветственным словом к участникам обратилась Т.В. Кичигина — заместитель начальника Управления образованием мэрии. В своем выступлении она затронула различные темы, в частности вопрос сохранения здоровья детей как один из важнейших в концепции модернизации российского образования. Сегодня болеее чем в 80 учреждениях города реализуются здоровьесберегающие программы.
С результатами новосибирского исследования психического здоровья школьников познакомили присутствующих Е.Р. Слободская, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, и Г.Г. Князев, доктор биологических наук, — главные научные сотрудники ГУ НИИ физиологии Сибирского отделения РАМН. Полученные ими данные подтверждают широкую распространенность отклонений психического здоровья у детей и подростков, многие из которых поддаются коррекции при оптимизации образовательной среды и учебно-воспитательного процесса.
Докладчики также выделили индивидуальные (внутренние) и социальные (внешние) факторы риска и защиты психического здоровья детей и подростков и представили точку зрения американских психиатров Томасса и Чесса о том, что к отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит лишь сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.
Проблемам сохранения психического здоровья педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений был посвящен доклад Р.О. Агавеляна, доктора психологических наук, заведующего кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО. Рубен Оганесович остановился на причинах, обусловливающих потерю здоровья педагогов, эмоциональное выгорание: это и высокий уровень сензитивности и эмпатии, сложность процесса межличностного педагогического взаимодействия, отсутствие навыков саморегуляции психических состояний и оптимизации собственной профессиональной деятельности.
В.Б. Гаргай, кандидат педагогических наук, начальник отдела мониторинга качества образования НИПКиПРО, поделился с присутствующими опытом научного консультирования школы № 29, десять лет работающей в направлении сбережения здоровья детей и формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Главным условием эффективности этой работы Виктор Богданович называет административно-управленческий ресурс.
Н.А. Склянова, доктор медицинских наук, член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук, директор центра образования и здоровья «Магистр», подчеркнула остроту проблемы неблагополучного профессионального и личностного здоровья педагогов. Она информировала участников конференции об основных направлениях деятельности центра «Магистр», которые способствуют повышению психологической грамотности и здоровья педагогов, формированию у них навыков самосохранения.
Л.И. Боровиков, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО, акцентировал внимание присутствующих на том, что творческая атмосфера, созидающая деятельность, возможность повышения профессиональной квалификации и компетентности педагога — это основные профилактические условия здоровьесбережения.

Статья опубликована при поддержке компании по производству косметики в Израиле "DeSheli". "Дешели" - это продукция высокого качества по доступным ценам. Ознакомиться с полным каталогом и всей необходимой информацией о фирме, посмотреть desheli отзывы о косметике, узнать контакты и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.paradise-lady.ru/kosmetika-i-uhod/kosmetika-desheli-otzyivyi-pokupatelej.html.

С большим интересом участники конференции откликнулись на выступление доктора медицинских наук, члена-корреспондента Российской академии наук, заведующего кафедрой психиатрии Новосибирской государственной медицинской академии Ц.П. Короленко. Тема доклада ученого с мировым именем была посвящена проблеме влияния педагогов и родителей на психическое состояние и эффективность образования детей и подростков.
Цезарь Петрович отметил, что психическое здоровье детей — это та проблема, которая объединяет не только разные науки и направления, но и такие важные социальные институты, как семья и школа. Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское и педагогическое поведение есть важнейшие социальные факторы сохранения здоровья детей. Одной из актуальных задач образования является установление взаимодействия с семьей.
Н.В. Ярославцева, директор гимназии № 10, представила программу и управленческую технологию сохранения психического здоровья участников образовательного процесса. Педагогическим коллективом гимназии здоровье рассматривается как приоритетная ценность, цель, результат и необходимое условие успешной профессиональной и учебной деятельности. Для руководителей образовательных учреждений очень важными оказались основные разделы представленной технологии, этапы ее внедрения, а также достигнутые результаты, свидетельствующие о ее эффективности.
Развитию инновационных форм работы с детьми было посвящено выступление директора детской телекомпании «Старая мельница», профессора НГТУ, кандидата педагогических наук Л.Л. Сикорука. По его мнению, участие детей в создании учебного фильма для сверстников обеспечивает творческую самореализацию, развитие познавательной и поисковой активности, эмоциональное и эстетическое удовольствие, формирует креативное и критическое мышление, способствует самоопределению.
Размышлениями на тему, что такое психическое здоровье и какова роль современного образования в его укреплении, поделилась с аудиторией Т.Л. Чепель, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики НГПУ. Она отметила, что роль психологической службы образования заключается не столько в работе с детьми, сколько в приложении психологических знаний к отношениям с педагогами и родителями, в повышении их компетентности, в изменении условий воспитания и развития личности ребенка.

Второй день конференции был посвящен работе психолого-педагогических мастерских, где можно было познакомиться с разнообразными здоровьесберегающими программами, технологиями, методическими разработками и пособиями.
Яркой, насыщенной важной психолого-педагогической информацией оказалась мастерская «Игровые педагогические технологии как интерактивный метод обучения, воспитания и развития личности». Участники мастерской имели счастливую возможность увидеть многообразие таких технологий, реализуемых в системе специального, дополнительного, дошкольного и школьного образования.
С интересом восприняли присутствующие авторский проект И.В. Верезубовой, научного сотрудника ГЦРО. Она представила интеллектуальную игру, которая является одновременно массовым зрелищем, развлечением и деятельностью, объединяющей педагогов и учащихся, формирующей их познавательную активность, способствующей развитию разных сторон личности.
Участники мастерской, вовлеченные в игровой процесс, на себе почувствовали оздоравливающую силу игры, позволяющую освободиться от усталости и напряжения, восстановить работоспособность и творческую активность.
Г.С. Чеснокова, кандидат педагогических наук, обобщая работу мастерской, отметила, что широкое использование игры в педагогической практике, применение ее как средства обучения, воспитания, развития личности, способствует формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, оптимизации учебного процесса.

Третий день конференции открыли секции, посвященные решению проблемы психического благополучия участников образовательного процесса.
На секции «Проблемы психологического благополучия и профессионального здоровья педагогов и руководителей образовательных учреждений» рассматривались вопросы организации рабочего места специалиста (с точки зрения экологической безопасности).
Участники секции пришли к выводу, что работа с педагогами образовательного учреждения должна осуществляться специалистом-психологом, не находящимся в подчинении руководителя данного образовательного учреждения.
В работе секции «Проблемы психического благополучия и психического здоровья детей в условиях образования» приняли участие специалисты психологических служб, педагоги, воспитатели, руководители образовательных учреждений. На секции рассматривались вопросы профилактики психического здоровья детей с позиции нейропсихологического подхода, влияния методов традиционного обучения на развитие ригидного стиля мышления как фактора ухудшения психического здоровья учащихся, манипулирования в педагогическом общении и другие.
Вопросами сохранения и укрепления здоровья детей с ММД, сущностью нейропсихологического подхода интересовались не только специалисты системы коррекционного образования, но и воспитатели ДОУ, психологи и педагоги школ.
Состоялось заседание круглого стола «Законодательно-правовые основы, административно-организационные и психолого-педагогические подходы к решению задачи сохранения и укрепления психического здоровья участников образовательного процесса».

На заключительном пленарном заседании отмечалось, что теоретические и практические материалы конференции свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации с состоянием здоровья как детского, так и взрослого населения России. Проблема сохранения и укрепления здоровья выделена государством в качестве общенациональной.
Результаты исследования состояния психического здоровья детей Новосибирска, полученные ГУ НИИ физиологии СО РАМН, подтверждают широкую распространенность отклонений психического здоровья у детей и подростков, многие из которых поддаются коррекции при оптимизации образовательной среды и учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем проявилась проблема плохого состояния личностного и профессионального здоровья учителей. Педагоги являются представителями стрессогенной профессии и отличаются крайне низкими показателями здоровья, поэтому для большинства учителей остро стоит вопрос его сохранения. Факторами риска выступают социальная незащищенность, эмоциональная затратность и стрессовость педагогической деятельности, отсутствие в образовательных учреждениях условий для снятия психоэмоционального утомления, недостаточная психологическая компетентность учителей в вопросах здоровья, способах его сохранения и восстановления.
Конференция приняла резолюцию, в которой наметила пути решения обозначенных проблем.
В заключение директор ГЦРО, председатель оргкомитета О.Н. Щербаненко и Т.Л. Чепель поблагодарили участников за эффективную работу и отметили, что высокая активность всех специалистов образования является ярким свидетельством готовности городского педагогического сообщества к решению такой важной проблемы, как укрепление здоровья участников образования.

Н. АРТЕМОВА,
зав. лабораторией
психологии образования ГЦРО