Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психологические концепции
развития человека:
теория самоактуализации

Е.Е. Вахромов
М.: Международная педагогическая
академия, 2001

Будь эта книга издана лет двадцать назад, она наверняка стала бы бестселлером. К сожалению, тогда эта идея никому в нашей стране не пришла в голову, хотя и была вполне осуществима — теория самоактуализации к тому времени уже сложилась, практически все источники, на которые сегодня опирается автор, уже были изданы (правда, далеко не все переведены).
Сказанное не значит, что в наши дни книга представляет меньшую ценность. Проблема самоактуализации злободневна во все времена. Беда лишь в том, что на современном книжном рынке эта работа — серьезная и интересная по содержанию, но крайне невыразительно оформленная — рискует затеряться среди броских обложек и не привлечь внимания тех, кому она была бы очень полезна.
Если все-таки найдете, не упустите возможность ее приобрести. Потому что другой такой нет. Не верите? Тогда попробуйте сходу угадать, о чем может идти речь в книге, названной «Теория самоактуализации». Любой психолог со студенческой скамьи помнит идеи А. Маслоу, с чьим именем непосредственно и ассоциируется понятие самоактуализации.
Легко предположить, что и книга, рискующая при этом оказаться вторичной и эпигонской, посвящена более или менее подробному изложению этих идей. Ну и, возможно, тут же упомянуты какие-то идеи К. Роджерса — эти два имени у нас привычно воспринимаются в тандеме, так что если автор заговорил о каких-то понятиях гуманистической психологии, то куда ж он денется без Роджерса. Возможна еще некая проекция на нынешнюю ситуацию (идеи-то все-таки довольно давние). И все, пожалуй.
Автор, однако, не ограничивается таким банальным подходом. Единственное, в чем его можно упрекнуть: назвав свою работу «Теория самоактуализации», он словно претендует на изложение некоей целостной законченной теории. Таковой на самом деле не существует, в чем легко убедиться, едва ознакомившись с содержанием книги. Зато, вне сомнения, существует определенное психологическое явление, или тенденция, которой на протяжении ХХ века уделяли внимание многие авторы — как зарубежные, так и отечественные.
Известно ли вам, что понятие самоактуализации впервые появляется в трудах... кого бы вы думали? Юнга! А что об этом говорили Левин, Оллпорт, Салливен, Гольдштейн? Действительно, ключевым это понятие стало для гуманистической психологии. Но та, в свою очередь, возникла не на пустом месте, а вызрела в ходе оживленного обмена идеями, характерного для психологической науки ХХ века.
Автор подробно рассматривает оформление понятия самоактуализации в ходе эволюции мировой психологической мысли, порой привлекая для этого неожиданные, казалось бы, ассоциации. К примеру, кому еще приходила в голову мысль рассмотреть в данном контексте феномен выученной беспомощности, изучавшийся в бихевиоризме?
«Стать тем, кем ты можешь стать» — важнейшая жизненная задача для любого, с кем нас сталкивает наша работа, да и для нас самих. И чтобы ее успешно решать, само это явление надо представлять не по-школярски, а глубоко и многосторонне. Книга в этом поможет.

Сергей СТЕПАНОВ