Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

ЕСТЬ ЛИ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА?

На этот и другие вопросы наших читателей отвечает
начальник отдела практической психологии
и охраны здоровья детей Минобразования России
И.М. КАМАНОВ

Вопрос: Я работаю педагогом-психологом в общеобразовательном учреждении. В 1999 году руководитель учреждения с большим трудом добился дополнительно еще 0,5 ставки к штатному расписанию. Тогда в школе было 1440 учеников. Затем их количество сократилось, и в 2002 году мы имеем 984 учащихся. Из-за этого планируется сокращение дополнительной 0,5 ставки.
Прошу оказать юридическую консультацию и дать ответ на вопрос: сколько положено штатных единиц на данное количество учащихся — 984 человека (39 классов)? Прошу опубликовать документы, определяющие штатные нормативы педагога-психолога.
Сейчас существуют разногласия между решениями коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. (где есть указание на то, что «в учреждениях, имеющих более 500 учащихся, — не менее двух (трех) ставок на учреждение») и приказом Министерства образования от 22.10. 99 № 636, где данное указание отсутствует. Значит ли это, что решение коллегии остается в силе?

Педагог-психолог,
г. Торжок, Тверская обл.

Игорь КАМАНОВ: Прежде всего, надо иметь в виду, что само решение коллегии Министерства не является нормативным документом, а носит рекомендательный характер. Поэтому и «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (которое является Приложением к «Решению коллегии от 29 марта 1995 года») не может регламентировать количество ставок психологов, а только рекомендует иметь одного психолога на 500 учащихся.
Единственный официальный документ, которым мы можем здесь руководствоваться, — «Закон Российской Федерации об образовании» (статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»). Там говорится, что «образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения».
В частности, к компетенции образовательного учреждения относится «установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей».
Руководство образовательного учреждения вправе самостоятельно определять количество психологов в школе, исходя из тех задач, которые ставятся перед школьной психологической службой, ведь педагог-психолог не обязан работать с каждым учеником школы.
В идеале психолог вместе с руководством школы должен определить стратегию работы, выделить приоритеты и в соответствии с этим определять необходимое количество специалистов. В больших школах оптимально иметь одного психолога на каждое звено: начальные, средние и старшие классы.
Принимать какие-то документы, строго регламентирующие штатные нормативы педагога-психолога, очень рискованно. Ведь есть много образовательных учреждений (особенно в сельской местности), где число учащихся меньше, чем 500. А то, что психолог должен быть в каждой школе, было подтверждено и на прошедшей в ноябре коллегии Министерства образования РФ.

Вопрос: Может ли психолог, получивший образование по специальности «преподаватель психологии», работать педагогом-психологом в общеобразовательной школе? Есть ли какие-то документы, запрещающие это?

Психологи из г. Белгорода

Игорь КАМАНОВ: В «Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (Приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г.
№ 463/1268) в разделе «Требования к квалификации по разрядам оплаты» указано, что педагог-психолог (8–14 разряды) должен иметь «высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».
При этом в разделе «Должен знать» обозначен перечень профессиональных психологических знаний, которыми должен обладать педагог-психолог: «общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка».
Перечень, как видно, очень большой. Поэтому для ответа на поставленный вопрос необходимо знать, какое образование получил психолог и какими из перечисленных знаний он обладает. Одно дело, если речь идет об окончании государственного педагогического университета, а другое дело — вуза, не имеющего государственной аккредитации. Важно и то, какая специальность и квалификация указаны в дипломе.
Если же данный специалист уже имеет опыт успешной работы в качестве педагога-психолога, то на него может распространяться положение пункта 7 указанного документа: «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС».

Вопрос: Я работаю педагогом-психологом в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всем работникам нашего образовательного учреждения, согласно письму Минобразования России от 12.01.93 г., повышены ставки заработной платы на 20%.
Имею ли я право еще на одну компенсационную доплату согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Дело в том, что учитель-логопед, работающий в нашем детском доме, вторую компенсационную доплату получает (в размере 20%).

Педагог-психолог
детского дома,
Кемеровская обл.

Игорь КАМАНОВ: Первая из указанных надбавок (в размере 20%), согласно пункту 2.3. «Перечня компенсационных доплат и повышенных ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений», начисляется за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Что касается компенсационных доплат, которые получает учитель-логопед, то, согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования», они начисляются за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии.
Если педагог-психолог детского дома будет проводить коррекционно-развивающую работу в специальных классах или группах для детей с отклонениями в развитии или задержкой психического развития, то он также может претендовать на получение ставки заработной платы на 15–20% выше.
В Письме содержится уточнение: «Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонение в развитии».

Подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА