Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психотерапия детских проблем

Ричард Гарднер
СПб.: Речь, 2002

С методикой доктора Гарднера я знаком уже давно — по англоязычной литературе и видеокассетам. Появление его книги на русском языке, — безусловно, событие.
Ричард Гарднер считает, что его подход «сам по себе является не терапией, а скорее техническим инструментом психотерапевта». Издатель, как это часто бывает, исказил основной смысл метода: прямой перевод названия звучит по-другому и, на мой взгляд, более точно отражает содержание книги — «Терапевтическая коммуникация с детьми: техника совместного рассказывания историй».
В названии акцент сделан на процессе коммуникации между терапевтом и ребенком, ведь именно специально организованное коммуникативное взаимодействие и является главным исцеляющим фактором в подходе доктора Гарднера.
Гарднер — терапевт психоаналитической ориентации, его метод рассчитан на применение в процессе длительного взаимодействия ребенка, терапевта и родителей в пространстве терапевтических отношений.
Сам по себе метод на первый взгляд предельно прост. Психотерапевт включает магнитофон (а лучше — видеокамеру) и предлагает ребенку принять участие в телепередаче доктора Гарднера «Сочини историю».
В этой программе есть свои правила: «нельзя рассказывать о том, что вы читали, видели в кино или по телевизору, или о том, что происходило на самом деле с вами или вашими знакомыми». У истории должны быть начало, середина и конец, а также мораль, из нее вытекающая.
После того как ребенок рассказал свою историю, терапевт рассказывает ему свою. В ней те же персонажи оказываются в похожих обстоятельствах, но действия героев, трактовка событий и развязка предлагаются более здоровые и конструктивные.
Как отмечает Р. Гарднер, «если врач говорит с ребенком на одном языке, у него неплохие шансы быть услышанным». Автор последовательно и подробно рассматривает стратегию терапевта на разных этапах терапевтического взаимодействия.
Целый раздел посвящен анализу подходов к решению конкретных проблем — от подавленной агрессии и проявлений эдипова комплекса до психологических трудностей при минимальной мозговой дисфункции. Все упоминаемые проблемы иллюстрируются примерами из практики.
Четыре реальных случая из практики использования метода для помощи в преодолении детских проблем, описанных в заключительном разделе книги, позволяют проследить динамику изменений и в то же время дают представление о том, каким длительным должен быть процесс терапии.
Двадцать одна, тридцать две, шестьдесят две и шестьдесят семь терапевтических сессий и продолжительность терапевтического общения от четырех до девяти месяцев — многие ли из нас имеют опыт работы с такими клиентами? Правда, и клиенты у доктора Гарднера довольно серьезные. Впрочем, скорее они все-таки разные.
По словам автора, его метод «полезен для говорящих детей с невротическими и характерологическими проблемами» в возрасте от пяти лет и до начала пубертата.
Оригинальный подход Ричарда Гарднера позволяет по-новому взглянуть на работу с пограничными расстройствами психики и нарушениями поведения.

Александр ШАДУРА