Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Графическая методика
исследования личности

Е. Мира-и-Лопес
СПб.: Речь, 2002

Пособие содержит полный авторский вариант известной проективной методики — теста миокинетической психодиагностики.
По мнению автора, каждое психическое проявление человека в силу единства всех его функций сопровождается мышечными движениями. При этом доминирующая половина тела лучше развита и больше контролируется сознанием. Поэтому моторные выражения функционально более развитой половины тела позволяют выявить установки и намерения, связанные с актуальными характерологическими реакциями личности, в то время как моторные выражения менее развитой половины — установки и склонности, связанные с инстинктивными реакциями или проявлениями темперамента.
Поэтому, изучая пространственно-временную организацию графических движений правой и левой руки, можно сделать заключение об особенностях личности испытуемого.
Впервые эта методика была опубликована автором в 1940 году. Достаточно смелые теоретические основания, указывающие на связь психических и мышечных установок человека, вызвали большой интерес к этой исследовательской работе.
В 60-е годы методика миокинетической психодиагностики была включена в программу комплексного исследования человека, проводимого лабораторией дифференциальной психологии ЛГУ под руководством Б.Г. Ананьева. Это позволило сделать вывод о том, что «психомоторные показатели связаны не только с непосредственными характеристиками энергетических функций организма, но и входят в основную структуру личности».
В ходе исследования проводилось сравнение различных параметров методики с объективными нейродинамическими, психомоторными, интеллектуальными и личностными особенностями испытуемых. Данные, которые сотрудники лаборатории собирали в течение 35 лет, дали возможность не только оценить объективность и высокую диагностичность методики миокинестической психодиагностики, но и адаптировать ее к отечественным условиям.
Поскольку наши практические психологи привыкли пользоваться облегченным (адаптированным) вариантом методики, им небезынтересно будет узнать, что в оригинальном варианте для проведения эксперимента использовались достаточно сложные приспособления. Поскольку часть заданий выполняется в вертикальной плоскости, должна быть предусмотрена возможность изменения положения крышки. Листы со стимульным материалом («линеограммы», «зигзаги», «лестницы», «круги», «цепи», «параллели» и «скобки»), должны быть строго зафиксированы зажимами на специальном стекле.
Не менее тщательно автор описывает процедуру тестирования и интерпретацию полученных результатов по каждому из субтестов. В главе «Норма и патология» содержатся подробные характеристики различных типов личности, составленные на основе анализа результатов тестирования. Все обобщенные статистические данные представлены в приложении к изданию.

Ольга РЕШЕТНИКОВА