Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТРЕНИНГ, ТРЕНИНГА, ТРЕНИНГУ...

Занятие закончилось. Группа ушла. В комнате остались стулья: каждый стоит по-своему — прямо, косо, выступая в круг, чуть позади всех остальных. На полу рисунки на тему «Мой жизненный путь». Великое разнообразие запутанных тропинок, широких магистралей, горных дорог.
Наша встреча сегодня должна была помочь им, шестнадцатилетним, создать прототип взрослых отношений, увидеть образ себя через несколько лет, прикоснуться к своему будущему.
Группа ушла, а я — ведущая — по очереди присаживаюсь на каждый из стульев, примеряя на себя опыт, который был получен сегодня на занятии моими учениками. Но это и мой опыт — опыт ведущего группы, методиста, гештальт-терапевта.
Тренинг — это всегда сопряжение усилий участников группы и ведущего по осознанию реальности своей и чужой жизни. И склоняют это слово на все лады.
Предлагаю вместе со мной просклонять объем понятия «тренинг».

Именительный падеж: Кто? Что?

Конечно же, группа. Я — школьный психолог и 12–15 юношей и девушек, учеников и учениц 10-го класса, на полтора часа собравшихся в этой комнате для того, чтобы вместе решать проблемные ситуации, шутить, анализировать, исследовать мир, себя, других людей, прогнозировать свое завтра...

Родительный падеж: Без кого? Без чего?

Без референтной группы и групповой динамики невозможно создать условия для успешной социализации юношей и девушек. В сентябре в десятый класс приходят новички, а подчас новичками являются все. И мы становимся свидетелями интенсивной групповой жизни, в процессе которой формируется коллектив, выделяются лидеры, появляются отвергаемые. Через несколько недель группа приобретает некоторую структуру, класс обретает «свое лицо».
По сути, класс становится для старшеклассника той референтной группой, которая в значительной мере определяет личностное развитие юноши или девушки в будущем. При этом у них еще остались прежние связи, сформировавшиеся с первого по девятый класс. Возможно, присутствует и влияние неформальных молодежных объединений, членами которых являются некоторые старшеклассники.
Однако тренинговый процесс позволяет интенсифицировать групповую динамику, что способствует формированию общих целей и помогает каждому найти свое место в новом коллективе.

Дательный падеж: Кому? Чему?

Кому это надо? В первую очередь, юношам и девушкам, перешедшим рубеж отрочества, подросткового возраста и вступившим в период юности, когда чувство взрослости проживается наиболее остро. При этом ориентация на взрослые ценности и сравнение себя с принимаемыми родителями, учителями, кумирами и другими успешными взрослыми фигурами заставляет молодого человека снова и снова чувствовать свою несамостоятельность и неуверенность.
Юношеский период — это эмансипация от родителей, с одной стороны, и группы сверстников, с другой. В сравнении позиций «Я — как все» и «Я — не как все» приоритет отдается в пользу презентации своей индивидуальности: «Я — не как все».
Тренинговые занятия необходимы особенно тем юношам и девушкам, кто, отметив шестнадцатый день рождения, осознанно или нет продолжает придерживаться детских форм поведения и инфантильных способов разрешения проблемных ситуаций, не желая принимать ответственность за свои поступки.
Так, например, шестнадцатилетняя девушка плаксиво, с детскими интонациями просит свою подругу дать списать домашнее задание. Она же в семнадцать лет, пожимая плечами, с наигранной веселостью говорит подругам: «Идиотский институт мне выбрала мама, но она же платить за него будет, ей и выбирать».

Винительный падеж: Кого? Что?

Действительно, кого только ни встретишь в тренинговых группах старшеклассников: «безбашенных» реперов и «кислотных» рейверов, громких спортивных фанатов (фантиков) и отрешенных эльфов-толкиенистов.
А есть еще скины, алисоманы, панки и те, кто подчас предпочитает общение в чате реальной встрече. Можно здесь увидеть и озабоченных учебой «ботаников», и неисправимых романтиков, и вечно торопящихся куда-то «тусовщиков».
Что их объединяет? Возраст, общие тревоги, общая необходимость в скором времени менять свои привычные жизненные сценарии.

Творительный падеж: Кем? Чем?

Чем измерить результат? Когда ведущий может быть удовлетворен эффективностью проведенных занятий?
Наверное, прежде всего тогда, когда участники в ходе промежуточной и итоговой диагностики говорят об осознании своего ресурса, необходимого сегодня, для того чтобы завтра добиться поставленных целей (я не боюсь, потому что теперь я знаю, чувствую, умею...)
И еще тогда, когда в классе становится здоровым психологический климат, изменяются отношения между юношами и девушками, между учителями и учениками. Когда учителя и родители говорят об изменившихся старшеклассниках: стали серьезнее, задают неожиданные вопросы, сами, без предупреждения, пошли на день открытых дверей в вуз.

Предложный падеж: О ком? О чем?

Я думаю о том, как буду это делать завтра.
Размышляя о перспективах разработки тренинговых программ для старшеклассников, хочется отметить такие необходимые условия их реализации, как преемственность с тренинговыми программами для подростков, особую профессиональную подготовку ведущих, особую организационную схему проведения занятий, учитывающую необходимость предвузовской подготовки, динамичное диагностическое сопровождение, разнообразие методических средств, применяемых в ходе занятий.

Ольга КАРДАШИНА,
педагог-психолог ПМСС «Юго-Запад»

Некоторые общие замечания

Содержание и методика проведения тренинговых занятий со старшеклассниками должны учитывать такие общие закономерности организации группового процесса, как групповая динамика, механизмы обратной связи, динамическая позиция ведущего, преемственность между отдельными тренинговыми циклами и т. д.
Групповая работа со старшеклассниками представляет собой творческое, не компилятивное сочетание приемов и методов групповой работы как с детьми и подростками, так и с взрослыми. В работе именно с этой группой школьников органично используются элементы гештальт-подхода, психодрамы, социодрамы, терапии творческим самовыражением.
При этом нельзя забывать о необходимости специальной подготовки к применению подобных приемов в практике нетерапевтических групп и об этической заповеди «Не навреди!»