Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2003


ГИЛЬДИЯ

В ПОИСКАХ
ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

Можно бесконечно ругать современных подростков, обвиняя их в отсутствии интереса к новым знаниям и в потребительском отношении к учебе. Тем более что современные средства массовой информации предоставляют самые широкие возможности для нерадивых отроков: можно не читать книг и учебников, а спокойно «скачать» доклад или реферат из Интернета или воспользоваться готовыми текстами сочинений и уже решенными задачами по физике, химии и математике.
Но на деле оказывается, что самый легкий и, казалось бы, очевидный путь — не всегда самый привлекательный.

ЕДИНСТВЕННАЯ В СВОЕМ РОДЕ

То, что подростков можно заинтересовать самостоятельным поиском новых знаний, с успехом доказали организаторы ученической научно-практической конференции по психологии, которая вот уже третий год проводится методическим центром Юго-Западного окружного управления образования.
Пожалуй, это была единственная конференция (а посетила я их немало), где все без исключения выступления были интересны и (в хорошем смысле слова) научны. Присутствующие в зале старшеклассники и учителя с огромным вниманием слушали выступающих и задавали массу умных и важных для них вопросов.
После этого так и хочется спросить: «Господа ученые! Куда исчезает все это? Почему в своих выступлениях вы позволяете себе говорить банальные или просто скучные вещи? Куда пропадает неподдельный интерес к исследуемой проблеме? Почему не остается следа от присущей всем подросткам креативности?»
Мне кажется, что подрастает новое поколение, которое умеет думать, рассуждать, ставить вопросы, а не просто заучивать необходимый материал или выуживать его из Интернета.

ВЗРОСЛЫЕ ТЕМЫ

Ученическая конференция по психологии лишний раз продемонстрировала огромный интерес учащихся к познанию себя и других, поиску ответа на вопрос: «Кто я?», «Почему я такой?», «Чем я отличаюсь от других?».
Характерно, что многие ребята выбрали в качестве исследовательской темы волнующие их по той или иной причине вопросы.
С трибуны звучали выступления на такие, казалось бы, «взрослые» и серьезные темы, как «Секты и контроль сознания» (Анна Купчина, 10-й класс, школа № 192), «СМИ и обман как неотъемлемая часть жизни» (Александра Мочалова, 11-й класс, гимназия № 1532).
Готовясь к участию в конференции, Аня Купчина не только рассмотрела основные приемы, которые используются для привлечения новых членов в секту, но и разработала 10 вопросов, которые сразу отпугнут самых активных миссионеров: ответить на них они вряд ли смогут. А Саша Мочалова провела интересный опрос среди своих сверстников.
Необычным по выбору тематики было выступление Марии Шестаковой (Центр образования № 109) «Манящий свет успеха. Психологические рассуждения об удаче и характерах».
Значительная часть выступлений и представленных тезисов была посвящена различным негативным эмоциональным состояниям. Названия таких работ говорили сами за себя: «Тревожность» (Юлия Вербицкая, 9-й класс, гимназия № 1532), «Детские страхи» (Диана Дудина, 11-й класс, школа № 1279), «Стресс» (Сергей Прокудин, гимназия № 1532), «Конфликты» (Ксения Соловьева, 11-й класс, гимназия № 1532), «Неврозы» (Людмила Черная, 11-й класс, гимназия № 1532). Очевидно, в наше неспокойное время дети стремятся к самостоятельному поиску душевного комфорта.
Выступающие затрагивали и возрастные проблемы: «Взгляды этологии и возрастной психологии на поведение подростков» (Мария Паламарчук, 10-й класс, гимназия № 1532), «Психологические особенности и проблемы подросткового возраста» (Полина Стукалова, 9 класс, гимназия № 1532).
Очень серьезными мне показались выступления Анны Глазуновой (школа № 46) «Игра как средство развития воображения», Ольги Тё (школа № 4) «Наследственность и среда» и Анастасии Гусаровой
(9-й класс, гимназия № 1532) «Как правильно выбрать профессию».
Но самой оригинальной и лирической стала работа пятиклассницы из школы «Самсон» Рады Рудяк «Как познать мир, или В поисках философского камня».

О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Многие ребята заинтересовалась проблемами взаимоотношений между людьми. На конференции звучали самые различные выступления по этой проблематике, начиная от самого широкого подхода к ее рассмотрению: «Психология управления» (Елена Гнатива, 9-й класс, гимназия № 1532), «Лидерство» (Александра Губанова, 10-й класс, школа № 1279), и заканчивая более конкретными — «Исследования типологии поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях» (Дарья Золотникова, 9-й класс, школа № 4), «Общение у детей младшего школьного возраста» (Вероника Тибец, школа № 46), «Влияние социальной установки на восприятие человека» (Алена Михайличенко, 8-й класс, НОУ ЧГЭШ «Самсон»), «Школьник в новом обществе (на примере взаимоотношения в школьном коллективе)» (Екатерина Кузьминова, школа № 1945).
Интересно, что у многих выступавших интерес к выбранной теме возник не случайно, а был обусловлен необходимостью решать собственные проблемы.
Катя Кузьминова, перейдя в новую школу, столкнулась с проблемой адаптации в незнакомом коллективе. Анализируя возникшие при этом трудности, Катя разработала оптимальную стратегию безболезненной адаптации в коллективе сверстников, которую каждый желающий может взять на вооружение.
Анализируя стратегии поведения старшеклассников в конфликтной ситуации, Даша Злотникова также выработала алгоритмы оптимального решения спорных ситуаций. Поскольку конфликты неизбежны, считает она, то надо уметь приспосабливаться к ним.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Самое ценное на этой конференции — это активность зала. Именно она отличает ученическую конференцию от «взрослой». Присутствующие не только внимательно слушали выступавших, но и устроили им настоящее испытание, задавая самые неожиданные, глубокие, а иногда даже каверзные вопросы.
К чести докладчиков, они достойно выдержали это испытание, что наглядно свидетельствовало о том, что к выступлениям они готовились очень серьезно. Подкупало не только отличное знание предмета, но и то, что каждая проблема была осмыслена ребятами.
Отвечая на вопросы, они высказывали собственную, часто неожиданную точку зрения. А вопросы касались практического применения той или иной разработки в реальных ситуациях общения. И выступающие, как грамотные психологи, давали сверстникам очень точные и ценные советы, к которым те относились весьма серьезно.
Может быть, в этом возрасте для ребят гораздо важнее получать ответы на личностно значимые вопросы от своих же сверстников, чем от взрослого человека, пусть даже профессионала?

ПОБЕДИТЕЛИ

Что еще показалось интересным?
Некоторые из участников проводят исследовательскую работу по выбранной проблематике в течение нескольких лет.
Среди выступающих и слушателей были, в основном, девочки. Как рассказали мне организаторы конференции, мальчики тоже участвуют, но предпочитают делать коллективные работы. Да и выступать публично они не очень-то любят.
Хотя главной целью этого мероприятия было участие в нем старшеклассников, жюри все же выбрало лучшую работу, которая отвечала предъявленным требованиям. Ей оказалась «Психология управления» Елены Гнатива, ученицы 9-го класса гимназии № 1532.
Нам, зрителям, также предложили выделить среди звучавших выступлений самое-самое.
Здесь, я, честно говоря, впервые растерялась. Ну не могла я выбрать что-то одно: каждое выступление было по-своему уникально. Поэтому я наугад написала на бумажке одну из фамилий участников.
Но победительница все же определилась. Хотя мнения и разделились, больше всего зрителей отдали свои голоса Диане Дудиной. Действительно, Диана представляла работу как серьезный исследователь, к тому же была одной из самых активных слушательниц остальных выступлений.
Всех участников конференции наградили книгами и грамотами, и, как мне кажется, обиженных и недовольных в зале не было.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Методический центр
Управления образования
Юго-Западного округа
г. Москвы
Тел.: (095) 128-68-96