Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Пространство для подростка

Уважаемая редакция!
Вот уже на протяжении четырех с лишним лет мы, психологи трех гимназий г. Набережные Челны, объединившись в команду, работаем над проблемой встраивания подростков во взрослый мир.
Сегодня, когда появились первые положительные результаты нашей работы, мы решили поделиться своими мыслями и наработками с читателями вашей замечательной газеты. Уверены, что мы далеко не единственные, кто считает проблему социализации подростков актуальной, поэтому надеемся, что наши материалы помогут коллегам — психологам и педагогам.
Высылаем краткое описание проделанной работы в логической и хронологической последовательности. (Разумеется, оно не может обойтись без теоретического осмысления проблемы.) Но коллегам, заинтересовавшимся нашей работой, мы можем предоставить подробные разработки: от выбора теоретической базы до конкретных сценариев деловых игр, ток-шоу, программ работы клубов и т.д.
Мы — это целый коллектив:
Александр Либерман, кандидат психологических наук, директор ЦО «Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения (ПЛГТО)» — научный руководитель группы;
Светлана Вишневская — педагог-психолог гимназии № 76;
Вера Патракеева — педагог-психолог гимназии № 61;
психологи ЦО «ПЛГТО»:
Ольга Репина, Елена Норина, Эльза Рамазанова, Роза Стародубцева, Ирина Морщенок.

В последнее время психолого-педагогическая общественность активно обсуждает проблемы воспитания подрастающего поколения, которые неизбежно связаны с трудностями социализации и самоопределения.
Ведущие ученые выделяют главную сложность: определение содержания воспитания, которое, конечно же, должно отражать «содержание жизни человека» в современном обществе. В то же время они признают, что общество сегодня представляет собой «такой сложный конгломерат, что вообще какого-то единства в содержании воспитания достигнуть невозможно». Но воспитание только тогда есть «профессиональный, целенаправленный процесс», когда его организует тот, «кто имеет определенное очерченное содержание воспитания, динамичное, полностью соответствующее динамике содержания жизни» («Школьный психолог», № 16, 2000).
Как же выйти из этого замкнутого круга?

Идеал взрослости

Как известно, подростковый возраст наиболее чувствителен к изменениям, происходящим в обществе, наиболее зависим от внутренней противоречивости общественной идеологии. Современная общественная ситуация с ее экономической нестабильностью, кризисом социальных норм и ценностей, усугубляет нормативный подростковый кризис, а работа с молодежью и подростками носит ситуативный, эпизодический характер.
В условиях советского прошлого функции встраивания подростка в общество выполняли пионерская и комсомольская организации, которые были частью мощной государственной машины, повторяя ее бюрократическое устройство. Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, сдавая планы и рапорты, получая поощрения и взыскания, подростки в деятельности осваивали устройство взрослого общества, его социальных институтов.
При поддержке государства они встраивались в тоталитарную, одну на всех, но ясную и понятную систему культурно-общественных идеалов. В качестве примеров «идеальной взрослости» можно привести набор плакатов с описаниями подвигов комсомольцев-героев, барельефы и мозаики, изображающие лубочных доярку, сталевара, инженера, учителя и т.д.
Сейчас создается впечатление, что специальную работу в этом направлении ведут только криминальные структуры, разветвляя сеть дворовых полукриминальных сообществ, создавая у части подростков представление о могуществе криминала и его нормативных рамок — жизни «по понятиям». Эта проблема особенно актуальна для «спальных» районов и молодых городов.
Нельзя закрывать глаза и на активно идущий процесс стратификации, то есть расслоения общества по экономическим, социальным, профессиональным и иным признакам.
Расслоение в любом обществе всегда есть результат действия нескольких типов стратификационных систем. При современном общественном устройстве «социально-профессиональная» система выполняет функции «лифта», позволяющего индивиду за счет качества образования, уровня профессионализма продвигаться в более высокие социальные слои, а «культурно-нормативная» система оформляет этот социальный рост в «терминах почета и стиля жизни» (по М. Веберу).
Особый интерес для нас представляет «культурно-нормативная» стратификация — расслоение и регулирование жизни общества по поведенческим нормам и образцам.
Так, например, мелкие собственники живут, ориентируясь на образцы и моральные нормы, отличные от норм и принципов, с одной стороны, элитных менеджеров-управленцев, а с другой — бандитов и представителей социального дна.
По логике общественного развития, сегодняшним подросткам должны быть предъявлены несколько типов идеала взрослости, соответствующего складывающейся структуре общества, в первую очередь городского, ее региональным, национальным и другими особенностями.

Лаборатория идей

Мы понимаем, что идея расслоения достаточно болезненно воспринимается людьми, выросшими в советском обществе под лозунгами всеобщего равенства, которого, кстати, никогда не было: всегда были те, кто «равнее». Но главная проблема заключается в том, что на сегодняшний день культурно-нормативная стратификация практически свернута, минимизирована, она почти не видна за экономическими различиями.
К сожалению, материальный достаток зачастую обсуждается взрослыми, в том числе и педагогами, не как заработанное тяжким трудом, а в лучшем случае как результат удачи, везения, в худшем же — как «наворованное».
Из этого вытекает задача для взрослых, работающих с подростками: формирование у них способности к произвольной социализации, включающей умение выбирать культуросообразную социальную нишу на основе знаний об устройстве современного общества и, соответственно, умение занимать ее также культуросообразным способом.
Обсуждая современные подходы к ведущей для подросткового возраста деятельности, академик В.В. Давыдов отмечает, что действительной основой формирования психологических новообразований является «общение подростков в процессе выполнения различных видов общественно значимой деятельности».
И очень важно, чтобы эта деятельность получала признание со стороны взрослых.
К.Н. Поливанова в работе «Психология возрастных кризисов» (М.: Академия, 2000) указывает на то, что «сегодня нет еще в культуре, в социальных институтах адекватных для решения задач подросткового возраста пространств».
Каким условиям должно отвечать это пространство? Мы считаем, что оно должно, во-первых, предоставлять подростку возможности для осуществления общественно значимой деятельности, а во-вторых, должно быть ограничено соответствующими культурно-нормативными рамками.
Пространства с такими заданными качествами в природе не существует. Нужна специальная педагогическая работа по его созданию. Подросткам необходима своеобразная лаборатория, где они могли бы в процессе реализации собственных идей, проектов взаимодействовать с социальными структурами и таким образом, через преобразование, осваивать социальную среду.
В процессе этой деятельности и может происходить формирование центрального новообразования подросткового возраста — практического сознания.

О пользе и вреде кружков

Несмотря на всю значимость существующих в нашем городе центров детского творчества, кружков, клубов, детских организаций, их недостаточно для решения обозначенных выше проблем. Работа в них основывается на организационных формах «кружкового» типа (вне зависимости от названия: «студия», «клуб», «секция»).
Мы видим следующие недостатки большинства «кружков» в работе с подростками и молодежью:
1. Руководящая и организующая роль в них принадлежит взрослому. Именно он является образцом, он направляет работу в нужное русло, а значит, общение участников кружка друг с другом почти не влияет на результаты их деятельности, то есть минимизированы возможности «осознавания личной ответственности перед коллективом».
2. Работа имеет достаточно узкую цель, формирует определенные умения и навыки, как правило связанные с направленностью студии или кружка, не развивая способность к реализации собственных целей и планов.
3. Многие кружки или студии замкнуты внутри одной образовательной структуры (школы или клуба) и не позволяют подросткам расширить социальные контакты, освоить городскую структуру.
4. Работа в кружках, студиях, спортивных секциях требует специальных (достаточно узких, иногда редко встречающихся) навыков и умений, поэтому дети туда попадают в достаточно раннем возрасте (5–6-е классы). Старшим подросткам попасть в такой кружок довольно сложно, потому что, во-первых, подростки могут стесняться своей неумелости, а во-вторых, не воспринимают кружковую деятельность как общественно значимую.
Таким образом, наш проект, насколько нам известно, не имеет аналогов. Впервые целенаправленно и под педагогические цели и задачи создано элитное пространство («свет»), позволяющее подросткам и молодежи через реализацию собственных проектов по преобразованию окружающей действительности осваивать социальное пространство города.

В качестве альтернативы

Нами разработан, реализован и имеет положительные результаты один из способов эффективной социализации молодежи и подростков. Его главный принцип — объединение городских подростковых и молодежных сообществ разных типов и направлений в качестве альтернативы существующим асоциальным подростковым и юношеским группировкам.
Мы называем наше сообщество МКП — межшкольное клубное пространство, потому что оно создано на базе трех гимназий города Набережные Челны и включает в себя несколько подростковых клубов, принципиально отличающихся от описанных выше кружков: это молодежная общественная организация «Перспектива», клуб «Лидер», рок-клуб.
При этом существенными представляются следующие моменты:
1. Необходима команда специалистов, состоящая из педагогов, психологов, социальных работников, специалистов управления по делам молодежи, управления образования, молодежных центров, которая будет целенаправленно работать над внедрением программы.
2. Роль взрослого в данном сообществе должна отличаться от традиционной роли руководителя, образца для подражания. Здесь больше подходит роль соорганизатора, советника, консультанта. Взрослый должен не принимать решение и сообщать его детям, а находить его в совместной деятельности. Для этого используются специально разработанные деловые игры, семинары, тренинги.
3. Необходимо проводить специальную работу, направленную на повышение активности, инициативности самих учащихся.
4. Самое важное здесь — реализация собственных проектов учащихся и студентов, отвечающих их потребностям и интересам.

(Окончание следует)