Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2003


РЕПОРТАЖ

  ВСТРЕЧИ
В ПОЛУПУСТЫХ ЗАЛАХ

С 21 по 24 апреля в культурно-выставочном центре «Сокольники»
состоялся Российский образовательный форум «Школа-2003»

Это мероприятие, проходившее под девизом «Модернизация российского образования: первые итоги», включало несколько составляющих: VII ежегодную выставку «Школа», где были представлены дошкольное, среднее и внешкольное образование и воспитание и предвузовская подготовка; специализированную выставку средних профессиональных учебных заведений; выставку новых компьютерных технологий в образовании и специализированную выставку технических средств обучения, оборудования, мебели, спортивных, канцелярских товаров и развивающих игр для учебных заведений.
Параллельно была предложена достаточно насыщенная тематическая программа.

ВЕЩЬ В СЕБЕ

Представители «мыследеятельностной педагогики» ни на минуту не оставались без дела
Представители
«мыследеятельностной педагогики»
ни на минуту не оставались без дела

В этом году я решила посетить это мероприятие в первый день его работы, поэтому, заранее оценив масштаб заявленного, я настроилась на то, что буду находиться в самой гуще событий, окруженная толпой заинтересованных представителей системы образования.
Но громадные выставочные залы и помещения для массовых мероприятий оказались полупустыми. Никаких толп, суеты, все чинно и спокойно. Никто не ломился в многочисленные мастер-классы, на круглые столы и семинары, не осаждал прекрасно оформленные стенды.
В этом, правда, были свои преимущества. Я смогла спокойно обойти и рассмотреть все, а также обстоятельно побеседовать с заинтересовавшими меня участниками выставки.
Почему образовательный форум не вызвал живого интереса у посетителей — вопрос отдельный. Вроде все было продумано и хорошо представлено: география — самая широкая, типы учебных заведений — самые разнообразные, образовательные программы — самые инновационные. Но чего-то главного не хватало.
А дело, на мой взгляд, в том, что и сама выставка и все ее мероприятия были слишком самодостаточными. Как вещь в себе. При этом было непонятно — на кого все это ориентировано? Для педагогов — слишком неконкретно. Для родителей — слишком официально. Остаются только руководители...
Впрочем, передо мной стояла совсем иная задача — посмотреть, как в современной системе образования представлена психология. А здесь увиденное превзошло все мои ожидания.
Если пару лет назад надо было буквально прочесывать выставочные залы в тщетной надежде найти для себя что-то интересное, то сейчас достаточно было подойти к любому стенду образовательного учреждения, чтобы убедиться: произошел качественный скачок и практическая психология действительно стала неотъемлемой частью системы образования. И возврата к прошлым «непсихологическим» временам не предвидится.

Статья опубликована при поддержке клуба для продвинутых родителей "Кто тут мама". На сайте Вы найдёте полезные статьи, такие как "Каким видит мир новорождённый ребёнок", "Лучшие завтраки для школьников. Рецепты.", а также магазин одежды для детей от 0 до 3 лет, дошкольников и школьников, доступные цены распродажи, гарантия качества. Подробнее смотрите тут (www.ktotutmama.ru).

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА

В ожидании чего-то интересного...
В ожидании
чего-то интересного...

Первое, что привлекло мое внимание, было название «Мыследеятельностная педагогика». Удивившись необычному слову, я подошла к одному из стендов.
Оказалось, что в Москве существует целая сеть из двенадцати образовательных учреждений, работающих в этом инновационном направлении. Об этом мне рассказала директор ГОУ «Начальная школа—детский сад» № 1835 Е.Ю. Иванова.
Мыследеятельностная педагогика представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у детей мыслительных способностей, таких, как рефлексия, понимание, воображение, самоорганизация действий. В соответствии с этой задачей на разных уровнях (начиная с детского сада и кончая старшими классами школы) внедряется специальная образовательная программа.
На мой вопрос, в чем ее принципиальное отличие от существующих методик развивающего обучения, Елена Юрьевна ответила, что у них больше общего (поскольку основы мыследеятельностной педагогики взяты у В.В. Давыдова) и правомерно говорить не об отличии этих направлений, а о том, чем одно дополняет другое.
Мыследеятельностная педагогика (так же как и развивающее обучение) направлена на развитие понятийного мышления у детей. Но если Василий Васильевич ограничился лишь начальной школой, то приверженцы мыследеятельностной педагогики уже разработали специальные образовательные программы для средних и старших классов.
Там благодаря проектной форме обучения навыки понятийного мышления, заложенные у детей еще в начальной школе, дооформляются и доращиваются. В курс обучения включаются специальные метапредметы: «знак», «проблема», «знание», «умение».
Зная об отрицательном отношении многих теоретиков и практиков развивающего обучения к психологам, я спросила об этом Елену Юрьевну.
Оказалось, что в системе мыследеятельностной педагогики учителя работают в тесном контакте с психологами, поскольку, помимо формирования у детей понятий, встает задача развития способностей, навыков коммуникации и самоорганизации. Этим и занимается психолог.

ПСИХОЛОГИЯ В МЕЖДУРЕЧЕНСКЕ

На стенде, представляющем систему образования в Кемеровской области, мое внимание привлекла работа психологов города Междуреченска, который расположен в юго-западной части Сибири, в 60 км от города Новокузнецка.
Здесь моим собеседником стала Л.В. Калинина, заместитель председателя городского комитета образования. Она рассказала, что в городе сложилась своеобразная модель психологической помощи детям.
Единой общегородской системы оказания психологической помощи у них нет, но семь лет назад был решен вопрос о дополнительных штатах в образовательных учреждениях, поэтому в школах работают целые психологические службы. Их деятельность направлена, в первую очередь, на анализ новых программ и методик, поскольку руководством была поставлена задача выяснить, насколько дети адаптируются к новым программам и как при этом сохраняется их здоровье.
Много внимания психологи уделяют работе с родителями. Хотя в законе об образовании и декларируется, что ответственность за обучение и воспитание детей возложена на родителей, на деле все обстоит иначе. Любовь Васильевна считает, что это относится не только к проблемным семьям. Часто обеспеченные родители ищут те учреждения, где ребенка можно вверить педагогам на целый день. Все это приводит к дефициту общения с родителями, что самым негативным образом сказывается на формировании личности ребенка.
Особую категорию детей составляют социальные сироты, число которых в Междуреченске постоянно увеличивается. В городе есть два учреждения для таких детей: детский дом и специальная коррекционная школа с группой для сирот. И этого уже недостаточно.
Есть дети, которые живут с родителями, но по существу никому не нужны. Их основное занятие — болтаться без дела на улице. С ними у психологов особенно много забот.
Третье большое направление деятельности междуреченских психологов — работа с учителями, которые, несомненно, сами нуждаются в помощи.

ГЛАВНОЕ — ДЕТИ

Л.В. Калинина уверена, что ее родной Междуреченск по красоте не уступает Швейцарии
Л.В. Калинина уверена,
что ее родной
Междуреченск
по красоте не уступает
Швейцарии

Но основными «клиентами» школьных психологических служб, конечно, являются дети. Больше всего хлопот доставляет детская агрессия и неприятие друг друга. Поэтому психологи работают над формированием толерантности и терпимости у всех участников образовательного процесса.
Особое внимание уделяется работе с трудными детьми, большинство из которых попадает в среднюю вечернюю школу. Основной контингент в ней — ученики, которые не были успешными в обычной школе. Для того чтобы заинтересовать их учебой, приходится трудиться целой психологической службе, в состав которой кроме психолога входят дефектолог, логопед, психотерапевт. Работает эта служба очень эффективно, поскольку все специалисты индивидуально занимаются с каждым учеником.
Особо хочется выделить деятельность психотерапевта, который старается сформировать у ребят позитивное представление о будущем, чтобы дети не повторяли негативную модель своей собственной семьи.
Интересная психологическая работа ведется в школе русской национальной культуры, где в состав психологической службы входят психологи, дефектолог и логопед. Для сохранения психологического здоровья детей в школе введен ряд спецкурсов: самовоспитание, самосознание, почитание родителей.
В городскую систему образования входит и одиннадцать подростковых клубов, которые являются филиалами образовательных учреждений.
Из дошкольных учреждений Любовь Васильевна выделила коррекционный сад для детей-инвалидов, который существует более десяти лет. Там с детьми и родителями работают опытные психологи и дефектологи. Поскольку работа в саду ведется по системе М. Монтессори, методическую помощь в работе с детьми оказывают и голландские специалисты.
Но самой необычной в Междуреченске является система подготовки менеджеров образования. Здесь внедрен проект подготовки руководителей нового поколения.
Для обучения была отобрана группа молодых педагогов без опыта административной работы. У них появилась возможность бесплатно получить второе высшее образование и стать профессиональными управленцами. За этой творческой молодежью, как считают в Междуреченске, — будущее.
Интересных знакомств на выставке было так много, что рассказ о них мы планируем продолжить в следующем номере «Школьного психолога».

Ольга РЕШЕТНИКОВА