Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003

БРЕМЯ СНАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Cкумбрию в Черном море ловят на самодур. Немудрящее такое устройство — леска и крючки с поводками, а на крючках даже не что-нибудь съедобное, а попросту пучочки разноцветных перышек. Неизвестно, что в них находит скумбрия, но так они привлекательно переливаются, что дура-рыба никак не может совладать с собой и хватает наживку всей пастью.
О цвете перышек единого мнения нет. В районе Одессы считают, что на самодур должны идти только пестренькие перышки от цесарки. Под Балаклавой применяют и белые, и черные перышки. На Кавказском побережье признают лучшими голубые перышки сойки. Да и во многих других местах полагают, что два голубых перышка от сойки, привязанные с тыльной стороны крючка, значительно повышают клев.
В общем, чем пестрее на самодуре гирлянда крючков, тем более жадно нападает на нее рыба.
А для охоты на уток специально выводят подсадных. Подсадная должна быть внешним видом похожа на дикую кряковую и, самое главное, иметь громкий голос со средним по высоте тембром и легкой, едва заметной хрипловатостью. Она высаживается на воду вблизи охотника, осматривается, купается и только после этого начинает квачку.
Особенно хорошо использовать подсадную осенью, когда она своим криком подзывает к себе не только селезней, как весной, а целые табунки пролетающих диких уток. Осенняя дичь в большинстве молодая, менее осторожная, и подлетает на близкое расстояние, так что стрельба ведется зачастую влет.
А на лисицу охотятся с манком. Морозным ноябрьским утром со стороны болотного леса вдруг раздается крик раненого зайца, и оголодавшая лисица появляется на краю полянки, шурша подмерзшей листвой и распугивая птиц. Вторая жалоба умирающего зайца, и лисица медленно подходит ближе, останавливается, садится на задние лапы и смотрит в направлении источника звука.
С помощью того же манка трудно заставить ее подойти еще ближе, ведь на таком коротком расстоянии слышен любой фальшивый тон. Тогда охотник изображает писк мышей, крик испуганной птицы или самые тихие конечные звуки жалобы зайца. Лисица не выдерживает и в конце концов оказывается на нужной дистанции. То есть на расстоянии выстрела...
А нас пытаются добыть всеми перечисленными способами.
Радужными самодурами переливаются витрины, пестрят обложки, золотятся этикетки, и толпы особо обученных дизайнеров в специальной прессе профессионально рассуждают о том, какого цвета должны быть перышки, чтобы мы хватали их без разбора.
Велеречивые подсадные садятся в президиумы, осматриваются, выходят на трибуны и важно крякают оттуда что-то призывно-привлекательное. Чтобы на их звуки могло собраться побольше народу, они созывают митинги на площадях и громкими хрипловатыми голосами скандируют лозунги в микрофон. И тогда на более близкое расстояние слетается менее осторожная молодежь.
Сладкоголосыми манками поют экраны и динамики, нежно шепчет реклама, навевая сладкие грезы, и против нашей воли возникают желания, мы подходим ближе, потом еще ближе, забываем об осторожности, протягиваем руку...
И все. Крючок. Капкан. Выстрел.
Господи, дай нам мудрости и силы, чтобы всегда отличать звук манка от гитарного аккорда...

Марк САРТАН

В оформлении использован офорт «Субботняя ночь» современного американского художника Петера Харда