Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практикум по наблюдению
и наблюдательности

Л.А. Регуш
СПб.: Питер, 2001

Наблюдение — это исторически первый эмпирический метод не только психологии, но и всех естественных наук. Многие фундаментальные научные открытия были сделаны с помощью этого на первый взгляд простого и такого непосредственного метода. Правда, в последние десятилетия психологи стали забывать о естественно-научных корнях своей области знания и, увлекшись умозрительными построениями, стали порой отрываться от действительности.
Появление практикума, посвященного проблемам наблюдения, — закономерное, хотя в какой-то мере неожиданное событие. Автор объясняет необходимость и востребованность своей работы прежде всего потребностями психологов-практиков. Но чтобы этот метод стал по-настоящему научным инструментом, необходимо уметь им пользоваться.
В главе «Наблюдение в психологии» дается подробная характеристика наблюдения и его видов: цель, предмет и объект ситуации наблюдения, особенности разных видов наблюдения, как составить программу наблюдения и обработать его результаты.
В конце главы приведены упражнения, направленные на выработку различных умений: планирования наблюдения, сбора информации и анализа результатов.
Во второй главе приведены конкретные методики наблюдения, разработанные разными авторами для разных целей. Среди двенадцати методов формализованного наблюдения читатель найдет как широко известные в школьной практике (например, Карта наблюдений Стотта), так и мало знакомые или публикуемые впервые (Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького ребенка N. Bayley или Методика наблюдения за проявлениями межличностных влечений подростков А.Г. Грецова).
Отдельный раздел посвящен неформализованному наблюдению, где на первый план выходит не фиксация заранее выделенных элементов, а внимательная запись происходящего с заранее обозначенной целью. Глава также снабжена упражнением на выработку навыков формализованного и неформализованного наблюдения.
Третья глава книги называется «Наблюдательность как профессионально важное качество человека». Непонятно, то ли автор действительно полагает, что человек — это профессия, то ли это пример автоматического использования штампа, то ли просто ошибка редактора. Впрочем, содержание этой главы стоит того, чтобы с ним ознакомиться.
Особый интерес и практическую ценность представляет авторская система упражнений для развития наблюдательности: тренинг из восьми занятий, включающий в себя сорок три упражнения. В качестве объекта наблюдения выступают разные стороны людей, что особенно важно для представителей профессий системы «человек — человек».
В конце книги приведена программа учебной дисциплины «Наблюдение и наблюдательность» и список литературы по данной теме.
Эта небольшая по объему книжка насыщена ценным содержанием и будет полезна как для студентов и преподавателей высшей школы, так и для психологов-практиков.

Александр ШАДУРА