Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2003


ПЕРИОДИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

...Проблема метода есть начало и основа,
альфа и омега всей истории
культурного развития ребенка.

Л.С. Выготский

К числу вопросов, которые постоянно занимают умы школьных психологов, в первую очередь относится вопрос о методах исследования.

ОЧЕВИДНЫЙ ФАКТ

Если определением содержания и основных задач психологической работы иногда занимается школьная администрация (работа с запросами), то искать способы решения этих задач приходится всегда самостоятельно, а это значит — выбирать те или иные методы и формы работы.
Не случайно многочисленные издания по практической психологии образования предлагают описания возможных подходов и методов диагностико-коррекционной работы. Более того, некоторые книги представляют собой сборники методик для определения особенностей познавательного или эмоционально-личностного развития детей. Хорошо известно, что они пользуются особой популярностью среди практических психологов. При этом нередко упускается из виду тот очевидный факт, что владение методикой ни в коем случае не сводится к простому знакомству с процедурой ее проведения.
Какому методу отдают психологи предпочтение и почему?
Общение с коллегами позволяет заключить, что обычно выбор осуществляется в пользу, во-первых, хорошо известного метода, а во-вторых, доступного по процедуре проведения и дальнейшей обработке полученных данных. Однако собственно психологическое содержание методики обычно анализу не подвергается — последний считается не только ненужным, но даже излишним и с легкостью перекладывается на плечи психологов-теоретиков.
В результате по вполне объективным причинам одни методы используются чаще других, иные же, напротив, оказываются незаслуженно забытыми.
В связи со всем сказанным интересно с научной точки зрения и полезно с практической сообщение Н.И. Гуткиной «Инструментальный метод в детской практической психологии» (Вопросы психологии, 2003, № 1).

ОРУДИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.И. Гуткина хорошо известна школьным психологам как автор оригинального подхода к диагностике психологической готовности детей к обучению в школе. Разработанная ею методика носит не эмпирический, а теоретический характер и является закономерным итогом многолетних исследований дошкольного детства. Заинтересованный читатель может обратиться к ее книге, которая так и называется «Психологическая готовность к школе» (М., 2000).
В той статье, о которой пойдет сейчас речь, обсуждается один из аспектов развиваемого Гуткиной подхода, уходящего своими корнями в культурно-историческую теорию Л.С. Выготского.
Выготский считал, что всякий принципиально новый подход к научным проблемам, а именно таковым является созданное им направление психологии, неизбежно порождает новые методы и способы исследования. Поиски метода становятся одной из важнейших задач. Метод в таких случаях является «одновременно предпосылкой и продуктом, орудием и результатом исследования».
Таким новым методом явился инструментальный метод, экспериментально-генетический по своему психологическому содержанию.

ИСТОКИ

Автор статьи обращается к докладу Л.С. Выготского 1930 года, который так и назывался «Инструментальный метод в психологии», а также к его монографии «История развития высших психических функций», написанной в 1931 году.
В этой монографии Выготский определил собственный научный подход и в качестве предмета исследования выделил высшие психические функции, анализ их происхождения и развития. Перед ним встал вопрос о выборе адекватного метода исследования.
В поведении человека Выготский выделял «искусственные приспособления, направленные на овладение собственными психическими процессами», которые он называл психологическими орудиями, или инструментами. Эти орудия направлены на овладение процессами поведения — как своего, так и чужого.
К психологическим орудиям относятся язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, всевозможные условные знаки и т.д.
Применение психологических орудий повышает и расширяет возможности поведения.
Различение естественных, натуральных актов и искусственных, или инструментальных, форм поведения легло в основу выделения Выготским естественно-научного и инструментального методов изучения поведения.
Естественно-научный метод позволяет рассмотреть поведение человека как сложную систему естественных процессов и понять управляющие ими законы. Своеобразие инструментального метода заключается в установлении особой точки зрения на поведение — в анализе использования человеком своих естественных свойств и овладения ими.
Согласно такому подходу, воспитание есть искусственное овладение естественными процессами развития.
Теория естественной одаренности стремится уловить процесс естественного развития ребенка, не зависящий от школьного опыта и влияний воспитания. Инструментальный метод, отмечает Выготский, изучает процесс естественного развития и воспитания как сплав, задаваясь целью раскрыть, как под влиянием воспитания перестраиваются естественные функции ребенка.
Примерами использования инструментального метода служат проведенные Выготским исследования памяти, счета, образования понятий у детей школьного возраста и др.

ФОРМИРУЮЩИЙ МЕТОД

Выготский называл свой метод «экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития». Изучение образования инструментальных актов таким образом выступает средством изучения психического развития ребенка.
Гуткина обращает внимание на иной аспект инструментального метода и предлагает использовать его не как исследовательский, а как формирующий метод детской практической психологии.
Автор высказывает гипотезу, что инструментальный метод может обеспечить развитие познавательной мотивации и произвольного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Успех воспитания, подчеркивает автор, определяется методами воспитания, к которым относится использование различных психологических инструментов, опосредующих поведение ребенка. В качестве такого эффективного психологического инструмента может выступать эмоциональное общение взрослого с ребенком.
К сожалению, довольно часто имеет место тактика воспитания, при которой ребенка-дошкольника ругают за проступки, а успехи остаются незамеченными. В результате ребенок перестает стремиться постигать новое и расширять спектр своих умений, избегая отрицательной реакции со стороны взрослых. Следствием этого является не только слабое развитие познавательного интереса у детей, но и отсутствие добрых, эмоционально окрашенных отношений с близкими взрослыми.
Автор обращает внимание на то, что дошкольники, которые не привыкли осваивать новое, не хотят учиться и в дальнейшем не становятся субъектами учения. Последнее своим результатом имеет отсутствие произвольного поведения.
Таким образом, от того, как взрослые общаются с детьми — реагируют или нет на их попытки узнать что-то новое, зависит, захотят ли первоклассники учиться. Иначе говоря, мотивационная готовность к школе опосредуется сложившимися отношениями со взрослыми.
Однако одного желания учиться для достижения положительного результата явно недостаточно. Необходимой составляющей готовности дошкольника к обучению в школе является определенный уровень произвольности психических процессов.
В качестве актуальной автором ставится задача разработки методов развития учебной мотивации и произвольности поведения.

ДВА ПОЛЮСА

Успешному решению поставленной задачи предшествует четкое определение содержания формируемых явлений.
Учебная мотивация — сложное образование, в котором выделяют познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения. Что касается познавательных мотивов, то возможно создание ситуации, в которой узнавание чего-то нового станет средством удовлетворения потребности в положительном общении со взрослым. Например, успешное решение ребенком обучающей задачи своим следствием имеет положительную оценку со стороны взрослого.
В данном случае, по мнению Гуткиной, общение со взрослым становится психологическим орудием, с помощью которого взрослый управляет поведением ребенка.
К пониманию произвольного поведения автор подходит с позиции культурно-исторической психологии Выготского и предлагает рассматривать импульсивность поведения как натуральный процесс, а произвольность — как результат овладения человеком собственной мотивацией.
Иначе говоря, импульсивность выступает как натуральная форма аффективного поведения, а воля — как высшая психическая функция, возникающая в результате опосредования соответствующего натурального процесса. Постановка цели и принятие намерения становятся средствами преодоления импульсивного поведения.
Импульсивное и волевое поведение являются полюсами произвольного поведения. Если импульсивное поведение побуждается неустойчивыми, быстро меняющимися мотивами, то волевое — мотивами, опосредованными личностным смыслом.
Про неуспевающего ученика можно сказать, что его поведение в учебной ситуации станет произвольным только в том случае, если он этого захочет. Из этого следует, что отсутствие произвольности в учебной ситуации не означает отсутствия произвольности у данного ребенка вообще.
Таким образом, познавательная мотивация и произвольность учебной деятельности тесно связаны между собой, и без учебной мотивации не произойдет появления произвольности в учебе. Только перестройка мотивационной сферы ребенка будет способствовать формированию произвольности в поведении.
На основании данных теоретических положений автор разрабатывает методику развития познавательной мотивации и произвольности поведения, которая выполнена в русле инструментального метода. Описание данной методики приводится в статье.

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

Трудно не согласиться с выводами, к которым приходит автор.
Один — практический — касается эффективности предложенной методики, направленной на формирование психологической готовности к обучению в школе.
Другой — теоретический — касается возможности опоры на культурно-историческую психологию Выготского при разработке прикладных проблем.
Напрашивается еще один — жизненный — вывод: о необходимости общения с ребенком, что выступает самым главным условием его нормального психического развития.
Нередко родители делают все возможное и невозможное, чтобы обеспечить познавательное развитие своего ребенка. При этом упускается из виду такая вроде бы очевидная и бесспорная вещь, как потребность ребенка не только в новых впечатлениях, но и в общении с близкими людьми. Почему-то иногда родители узнают об этом (и о многом другом, на первый взгляд хорошо известном) только от психолога.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
факультет психологии МГУ

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии //Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч. в 6 т. Т.3. — М., 1983.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 2000.
Гуткина Н.И. Инструментальный метод в детской практической психологии //Вопросы психологии, 2003, № 1.