Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №26/2003


ГИЛЬДИЯ

ТОТ САМЫЙ ЛЮШЕР

Почти одновременно в России произошло два знаменательных события: приезд в Москву легендарного музыканта Пола Маккартни и легендарного психолога Макса Люшера. Но если первый выступал на Красной площади и встречался с президентом, то второй выступал в стенах двух университетов (МГУ и МГППУ) и встречался со всеми желающими его послушать.

В ЛЮБОМ АЭРОПОРТУ

Приезд в Россию автора знаменитого цветового теста был инициирован сотрудниками недавно организованного в Москве Института Макса Люшера.
Институт создан при содействии М. Люшера и находится под патронажем профессора. Кроме того, институт обладает эксклюзивным правом распространения оригинального цветового теста Люшера, обучения и сертификации его пользователей.
Программу первого визита профессора в нашу страну составляли три публичных выступления: лекция в МГУ для студентов и преподавателей «О регуляционной психологии Макса Люшера», публичная лекция «Цветовой тест Люшера и возможности его применения» в МГППУ и сертификационный мастер-класс «Практические навыки применения цветовой диагностики Люшера».
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что тест Люшера — самый популярный тест в нашей стране.
Использоваться в Советском Союзе он стал достаточно давно, сфера применения у него были самая широкая, интерпретация точная.
Главная проблема у отечественных психологов состояла в правильном подборе цветов, а дискуссии среди «продвинутых» пользователей в основном сводились к тому, ламинировать цветовые карточки или нет.
С широким внедрением психологии в сферу образования фантазия у народа заработала в полную силу. Появились пирамидки и кубики с использованием «цветовой гаммы Люшера» (с такого рода продукцией хорошо знакомы обладатели «Чемоданчика практического психолога «Лилия»).
Дальше — больше. Мне неоднократно приходилось встречать табуреточки и стульчики «под Люшера», которые активно используются в детских садах для определения эмоционального состояния детишек.
Не менее известен и компьютерный вариант, который входит в любой джентльменский набор популярных психологических тестов. А процедуру «определения особенностей личности» по Люшеру в кратчайшие сроки и по сходной цене совсем недавно можно было осуществить практически в любом московском аэропорту.

«МЕНЯ ОХВАТИЛ УЖАС!»

Насколько все это правомерно — судить автору, хотя его отношение к различным вариантам своего теста весьма определенное. В том, что это так, у слушателей, собравшихся в МГППУ, не осталось сомнения буквально с первых минут общения с мэтром.
Макс Люшер начал свое выступление с того, что произнес: «Я год назад узнал, что в России применяется мой тест. Но когда я увидел, что здесь применяется, то меня охватил ужас!»
Тест Люшера широко известен во всем мире начиная с 1947 года. Изюминкой его являются правильно подобранные оттенки цветов. Одному только подбору их создатель теста посвятил пять лет напряженной работы, выбирая нужные из 4500 оттенков.
Все дело в том, что разные цвета имеют различную частоту электромагнитных колебаний, которые оказывают определенное психовегетативное воздействие на человека. Поэтому даже один неправильно подобранный оттенок исказит всю картину.
Макс Люшер считает, что механизм воздействия цвета — явление точное и объективное (чуть ли не математически выверенное), но при этом наши предпочтения в выборе того или иного цвета — явление субъективное.
Именно это и определяет действенность теста: у нас есть объективный инструмент (цвет) для измерения субъективного состояния пациента. При этом установление каких-либо ассоциаций цвета с явлениями окружающего мира (красный цвет — огонь, синий — вода) не имеет значения.
Определяющим при диагностике является не ассоциирование, а непосредственное восприятие. «При работе с тестом надо прекратить думать», — утверждает Макс Люшер.
Подбор цветовой гаммы проходил самым тщательным образом, воздействие цвета на человека фиксировалось с помощью различных приборов. В результате были выбраны те, которые почти у всех испытуемых вызвали одну и ту же эмоцию.
Было обнаружено, что некоторые цвета воздействуют стимулирующе, другие — успокаивающе.
Макс Люшер выделил четыре основных цвета: красный, синий, зеленый и желтый, которые отражают основные состояния психики человека.
Так, нужный оттенок красного цвета отождествляется с активностью, а синий (у Люшера он темно-синий) — с состоянием покоя.

ЧТО И ПОЧЕМУ

Профессор удивил нас, сообщив, что при составлении теста цвета как таковые его особо не интересовали. Его интересовала психика человека как саморегулирующаяся система. Ведь действие теста основано на единстве психической и соматической сфер человека.
При восприятии глаз фиксирует частоту, которая соответствует тому или иному оттенку, а в глубинных отделах головного мозга (лимбической системе) этот цвет регистрируется как эмоция. Поэтому когда человек воспринимает красный цвет, то у него повышается общий тонус организма и даже изменяются психофизиологические параметры: артериальное давление, частота пульса, дыхания, показатели ЭЭГ.
Соотношение предпочитаемых и отвергаемых цветов позволяет сделать определенные выводы не только о текущем эмоциональном состоянии человека, но и его личностном своеобразии в целом.
Изучение психологического влияния цвета на человека было бы невозможным, считает Макс Люшер, если бы за этим не стояла регуляционная психология, позволяющая определить не только что мы чувствуем, но и почему.
Рассказу об основах регуляционной психологии и была посвящена большая часть выступления профессора. При этом мы не только слушали мэтра, но и выполняли под его руководством несложные задания. (Подробней об этом — в одном из следующих номеров «Школьного психолога».)

ПРИЗЫВ К БУНТУ?

Многие пожелали получить автограф мэтра
Многие пожелали
получить автограф мэтра

Во время лекции профессора мне почему-то вспомнилось посещение нашей страны в 1996 году Джоном Равеном — сыном знаменитого автора теста невербального интеллекта. Тогда один из столичных центров тоже заявил свои эксклюзивные права на распространение оригинального варианта теста, обучение и сертификацию.
Цели турне Равена-младшего по России и странам ближнего зарубежья были благие — узаконить использование теста.
Тогда я честно выслушала двухчасовую лекцию Джона Равена (который, кстати, является специалистом по компетентности) и честно выложила некую (тогда для меня огромную) сумму за сертификат пользователя.
Уверена, что даже трех раз не понадобится, чтобы угадать, как часто мне пришлось извлекать этот сертификат на свет и как много людей догадывается о существовании в природе подобного документа. А ведь тестом Равена пользуется практически каждый психолог, работающий в системе образования!
Что же будет с тестом Люшера? Безусловно, у большинства присутствующих на лекции психологов загорелись глаза при виде прекрасно оформленных глянцевых книжечек со стимульным материалом и руководством по интерпретации полученных данных. Но заплатить за них месячный оклад школьного психолога рука поднимается с трудом.
Это не говоря уже о получении сертификата пользователя...
Двухдневный курс обучения, предшествующий его получению, обойдется специалисту в 420 долл. (с учетом НДС). Прибавим к этому 120 долл. за методику и получим сумму, равную 540 долл. Ну и где их брать?
Я ни в коем случае не призываю к бунту и анархии. Более того, я двумя руками за цивилизованное использование методик. Но что же делать пятидесятитысячной армии практических психологов образования? Не пользоваться тестом вообще? Или продолжать использовать то, что предлагает отечественный рынок? Тем более что тест Люшера выпускает такая солидная фирма, как «Иматон». Встречаются его интерпретации и в пособиях известных отечественных психологов (Л.Н. Собчик, А.М. Эткинд).
Да и табуреточки с пирамидками будут по-прежнему стоять в детских садах и классах коррекции, а такой вариант диагностических процедур, как «Азбука настроения», основанная на выборе детьми соответствующих их нынешнему мироощущению цветов и оттенков, по-прежнему будет использоваться не только психологами, но и педагогами.
При этом никто не разубедит меня в том, что любой оттенок голубого цвета связан с чем-то светлым и оптимистическим, а яркие теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) и их оттенки говорят о хорошем настроении и бодрости духа!

МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ

Когда время встречи подходило к концу, Макс Люшер предложил на выбор два варианта: поиграть в диагностическую игру или ответить на вопросы.
Мнения зала разделились. Большинство явно склонялось к игре, но самые пытливые уже начали задавать вопросы, и мэтр не устоял...
Ответы Люшера обнаружили ряд неточностей в привычных взглядах на эту методику. У нас принято считать, что тест можно применять начиная с трехлетнего возраста. Это сказано как в инструкции к «иматоновскому» тесту Люшера, так и в пособии Л.Н. Собчик.
Профессор определил оптимальную границу начала использования его теста — пять лет, ну в крайнем случае — четыре года.
Слушая Макса Люшера, я поняла, что нельзя путать два разных явления — использование цветовых предпочтений в диагностических (рисуночные тесты) и коррекционных (терапия цветом) целях.
Разрешились, наконец, споры о том, как правильно произносить фамилию мэтра, точнее — где ставить ударение. Учитывая немецкое происхождение фамилии, правильно будет делать ударение на первом слоге.
Хотя мне кажется, что такое произношение, как и покупка сертификатов на использование теста, еще долгое время останется уделом небольшой группы его «продвинутых» пользователей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Институт Макса Люшера
www.lusher.ru