Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №28/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Первый раз в пятый класс!

Е.Г. Коблик
М.: Генезис, 2003

Каждый пятиклассник начинает учебный год с решения сложной задачи — адаптации к новым, непривычным условиям. Этой проблеме посвящена книга Е.Г. Коблик.
Она начинается с рассказа об основных целях и задачах психологической службы школы в этот период. Среди них — психологическая диагностика, консультативная работа с педагогами и родителями, методическая, профилактическая, коррекционно-развивающая и аналитическая работа.
Автор приводит некоторые диагностические методики, сценарий тренинга, а также игры и упражнения для пятиклассников. Подробно обсуждаются проблемы, которые возникают как у педагогов, работающих с пятиклассниками, так и у родителей пятиклассников. В книге даны методические материалы семинаров для учителей-предметников и классных руководителей, описаны основные направления консультативной работы с родителями, предложены темы и разработки классных часов. Предлагаемые в книге тренинговые занятия направлены на развитие различных форм адаптивного поведения.
Думаю, что школьные психологи, которые прочтут эту книгу, узнают в авторе своего коллегу — человека с большим опытом практической работы.
В поле зрения Е.Г. Коблик попали самые сложные проблемы, которые возникают у пятиклассников, их учителей и родителей. Например, один пятиклассник, совершив по незнанию небольшой промах, слишком остро чувствует вину и неуверенность. Другой постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога, так как учителя предъявляют разные требования. Третий не решается отстаивать свои права перед старшеклассниками в столовой или раздевалке. А кому-то непонятно, как вести себя в компьютерном классе, и он не решается об этом спросить.
Ничуть не легче и учителям: только что выпущены одиннадцатиклассники — совершенно взрослые и самостоятельные, «ветераны» школьной жизни. А теперь надо перестраиваться: то, что казалось само собой разумеющимся, приходится подробно разъяснять, постоянно напоминать и контролировать выполнение.
Родители же пятиклассников нуждаются в поддержке и руководстве не меньше, чем их дети.
Несмотря на скромный объем книги, тот, кто ее приобретет, может получить ответы на многие вопросы. В ней изложены направления работы психологической службы школы с пятиклассниками; подробно описана сама программа «Первый раз в пятый класс!»: ее цели и содержание, характеристика основных этапов работы, методы и техники, используемые в программе, принципы работы тренинговой группы, структура занятий.
В приложении содержатся материалы для диагностики школьной тревожности, анализа группового интеллектуального теста и анкета школьной мотивации. Кроме того, читатель найдет здесь бланки для тренинговых занятий с детьми и материалы для семинаров учителей пятых классов. Многое из того, что имеется в книге, можно использовать и в работе с родителями.
Уже несколько лет я занимаюсь вопросами адаптации пятиклассников к новым условиям обучения, слежу за новинками специальной литературы. С интересом прочитав книгу Е.Г.Коблик, искренне рекомендую ее своим коллегам — педагогам и психологам, которые работают с подростками младшей возрастной группы, и с пятиклассниками в частности.

Мария СТУПНИЦКАЯ