Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Школьный психолог»Содержание №30/2003


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ

Программа формирования фемининного стиля поведения у старшеклассниц

Об актуальности проблемы

В настоящее время сложилось несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные девиации.
Во-первых, это очевидная и все более усиливающаяся маскулинизация девочек и феминизация мальчиков. Во-вторых, появление все большего числа крайних, неадекватных форм поведения молодежи: агрессивных и депрессивных. В-третьих, обострение проблемы одиночества в молодом возрасте и нестабильность супружеских отношений.
В общем виде мужественность или женственность можно представить как совокупность наиболее значимых признаков, присущих одному полу в отличие от другого. Не все ценные в мужчине качества приятны в женщине, и наоборот. От своевременности и полноты процесса формирования психологического пола, черт мужественности и женственности во многом зависят «уверенность в себе, цельность переживания, определенность установок и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе» (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980).
Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Русские женщины в большей степени, чем западные, стремились не только по физическим параметрам догнать мужчин (женщины-грузчики, дорожные рабочие и т.п.), они стремились перенять мужской тип поведения, освоить мужское отношение к миру.
Девушки и юноши называют желательными у женщин (эти результаты получены также и мной) такие черты, как мужественность, целеустремленность, независимость, уверенность в себе, активность. Эти черты (традиционно мужские), будучи сами по себе весьма достойными, явно доминируют над традиционно женскими.
Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко это проявляется в семье, где дети и осваивают свои половые роли. Наблюдая за активной, властной матерью — главой семьи и пассивным отцом, проводящим жизнь «на диване», ребенок не в состоянии сформировать адекватный тип поведения, свойственный полу.
В школе этот процесс усугубляется, так как девочки, опережающие в своем развитии мальчиков в среднем на 2,5 года, не могут видеть в последних своих защитников и демонстрируют по отношению к ним дискриминационный характер отношений, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения мальчиков, ведущий к усугублению межличностных конфликтов.
Усвоенный девочкой мужской, «силовой» стиль разрешения конфликтов мешает ей в дальнейшем в становлении супружеских отношений, что подтверждается статистикой разводов.
Факт присутствия в природе феномена полового диморфизма — разделения женского и мужского пола, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида, — очевиден.
Половые различия проявляются в поведении людей, в темпераменте, особенностях мышления, выборе профессии, развитии культуры, дифференциации социальных ролей, формировании самосознания личности и т.д.
Ребенок, не сформировавший адекватные полоролевые стереотипы поведения, неизбежно столкнется с трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
Неверно усвоенные половые роли могут являться причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, ведут к девиантному поведению, чувству неполноценности и одиночества, все более охватывающему молодых людей, нестабильности семейных отношений.
Испокон веков женщина считалась хранительницей домашнего очага. Для исполнения столь сложной роли ей необходимы терпение, мудрость, осторожность, хитрость и большая гибкость. Это именно те качества, которые тысячелетиями считались фемининными и которые как никогда необходимы женщинам в нашу эпоху, когда семьи чаще распадаются, чем создаются.
В последнее время классные руководители все чаще обращаются к психологу с запросом по поводу дискриминационного отношения девочек к мальчикам в 7–9-х классах, то есть в активный период полового созревания, когда различия в формировании социальной роли особенно видны.
Если раньше девочки унижали противоположный пол вербально, то сейчас они совершают агрессивные нападения на мальчиков (в буквальном смысле бьют), то есть проявляют не свойственный полу стиль «силового» поведения.
Многолетние наблюдения автора позволяют отметить, что большинство девочек отзываются о мальчиках в таких словах, как «придурки», «ненормальные» и т.п. Наши исследования позволили предположить, что у мальчиков в этот период формируется общая заниженная самооценка по сравнению с девочками.
Негативное отношение к мужскому полу часто сохраняется и у повзрослевших женщин, что явно мешает создать нормальные супружеские отношения. Конечно, в сложившейся ситуации нельзя обвинять школу. Известно, что психика ребенка, образцы поведения, нравственные и социальные установки, — все это формируется в семье.
Дело в том, что половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я — мальчик», «Я — девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Только взаимодействие полов придает половой идентификации смысл. В полной семье ребенок ежедневно вместе с взрослыми переживает эти отношения и четко видит модель поведения (иногда хорошего, иногда плохого) противоположного пола к своему.
Одновременно у него создается модель собственного поведения, которая соответствует или нет наблюдаемому отношению к другому полу.
Можно предположить наличие отклонений в половой идентификации учащихся нашей школы, поскольку количество полных семей составляет у нас примерно 35%. Процесс маскулинизации девочек и феминизации мальчиков отмечается среди учащихся нашей школы и подтверждается исследованиями автора данной работы и других психологов и педагогов школ города.

Содержание тренинга

Предлагаемый тренинг является по сути тренингом общения, так как обучает вербальным и невербальным методам общения, основанным на приемах НЛП. Естественно, что этими приемами могут пользоваться как женщины, так и мужчины. Их и применяют во всем мире адвокаты, менеджеры, коммивояжеры, сотрудники административного аппарата, то есть люди, чья профессия связана с общением.
Мы предлагаем данные приемы именно в женском тренинге, так как считаем, что женщина с древних времен была хранительницей домашнего очага и, если она хочет сохранить супружеские отношения, отношения доверия и взаимопонимания, должна ею оставаться и сейчас. То есть эта составляющая входит в понятие ее половой роли.
Женщине легче осуществить какие-либо изменения в своем характере, поведении именно в силу ее фемининных качеств: гибкости натуры, изменчивости, текучести, стремлении заполнить форму содержанием. Мужчина менее склонен к изменениям, о чем, наверное, можно судить и по женской (в основном) составляющей разнообразных психологических тренингов, лекций и семинаров.
Занятия состоят из двух частей. Первая включает в себя подвижные упражнения танцевального типа, позволяющие раскрепостить тело, проявить и освободить свои эмоции, что необходимо и свойственно женщине, так как для нее эмоциональный мир более значим, чем для мужчины. Вторая часть состоит из теоретического блока и упражнений, позволяющих закрепить полученные знания.
Предложенные методы вербального и невербального общения и другие упражнения развивают интуитивное понимание эмоционального состояния другого человека и самого себя, что также более свойственно фемининному типу.

Задачи тренинга
1. Определить, что такое маскулинный и фемининный тип поведения.
2. Показать преимущества фемининного типа поведения для женщин.

Условия проведения
Тренинг можно проводить со старшими подростками и взрослыми.
Он включает в себя 12 занятий протяженностью 1–1,5 часа.

Занятие 1

Цели
1. Установление эмоционального, психологического контакта.
2. Определение правил группового общения.
3. Развитие понимания маскулинности и фемининности, причин полового диморфизма.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Знакомство»

Все участники по очереди называют себя и цель своего прихода на тренинг.

2. Определение правил тренинга

Правила:
— вся информация сохраняется внутри группы;
— каждый сам для себя определяет меру откровенности;
— если участник не хочет выполнять какое-либо упражнение, он делает запрещающий знак и тихо отходит в сторону, не мешая остальным.
Можно выработать и другие правила, если группа пожелает.

3. Упражнение «Зеркало»

Упражнение позволяет определить, движения какого типа более свойственны участникам тренинга (маскулинного, фемининного).
Ведущий совершает резкие движения, символизирующие силу, решительность, волю, под музыку типа «Танец с саблями» Хачатуряна, участники повторяют движения (2–3 минуты).
Ведущий совершает плавные движения всем телом (типа «танца живота»), участники повторяют.
Участникам предлагается завязать глаза и проделать под любую нейтральную танцевальную мелодию какие-то движения, потанцевать. Ведущий наблюдает, движения какого типа преобладают, потом спрашивает: как себя чувствовали в первой части упражнения, во второй, в третьей; какие движения приятнее было выполнять, почему?

4. Обсуждение

Что значит маскулинный тип поведения, фемининный тип? Как это может проявляться в движениях тела, танце?

5. Теоретический блок

Ведущий. Мы с вами выяснили некоторые особенности проявления женственности и мужественности. Но почему же именно таким образом распределены эти черты между мужчиной и женщиной? Оказывается, мужчина и женщина намеренно созданы как два совершенно разных существа, так как природа предопределила им совершенно разные роли. Они отличаются не только физиологией, но и психикой, поведением, способами восприятия и постижения окружающего мира.
Половые различия проявляются на генетическом, гормональном и нейроэндокринном уровнях. Женщины и мужчины различаются по способам мышления: у мужчин лучше развито пространственное мышление, у женщин — вербальное; мужчины лучше воспринимают, видят общее, женщины — частное, детали и т.д.
Даже обычные органы нашего тела у женщин и мужчин отличаются (женскую почку специалист не спутает с мужской), не говоря уже о строении мозга. Что это за роли, которые требуют так много отличий?
Мужчину природа создала «разведчиком», берущим на себя функции столкновения с новыми условиями существования. А какими качествами должен обладать разведчик? Умением рисковать, быть активным, сильным, ловким, надежным, мужественным, умеющим мгновенно принимать решения, брать ответственность на себя.
Женщину же природа создала как хранительницу генофонда. Соответственно, и качества хранительнице предопределила такие, как осторожность, мудрость, хитрость, терпение, умение выживать, ласковость, нежность и т.п.
В современном обществе больше ценятся мужские качества, поскольку женщина вынуждена сама бороться за свое существование. Особенно это обострилось после Второй мировой войны, когда мужчин осталось совсем мало и женщины вынуждены были взять их функции на себя.
Но прошло много лет, а привычка осталась. Дочери перенимают у своих матерей умение постоять за себя, властность, привычку все решать самой. И мужчинам стало нечего делать рядом с мужественной женщиной. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...» — зачем ей защитник?
И мужчины в своем большинстве становятся пассивными. Хотя подсознательно мужчина ощущает себя вопреки всему хозяином, главой семьи, и, когда в реальной ситуации это не оправдывается, он (опять же не осознавая, почему) чувствует себя униженным, плохим и часто начинает пить, спасается бегством.
С женщиной то же самое: властвуя, она хочет подчиняться, хочет опереться на чье-нибудь плечо. А не на кого! В итоге оба несчастны.
Существует такое понятие, как социальная половая роль, то есть та роль, которую мы проигрываем каждый день как мужчины и женщины. Эту роль определяют общественные представления, связанные с культурными и моральными особенностями общества. От того, насколько верно мы усвоили образцы поведения, свойственные нашему полу, зависит уверенность в общении со своим и противоположным полом, уверенность в себе. От этого зависит, насколько счастливо сложатся отношения в семье, насколько здоров будет наш ребенок, так как представление о мужественности-женственности могут стать нравственным регулятором поведения.

6. Упражнение «Каких качеств больше?»

А теперь давайте попробуем определить, каких же качеств больше в нас.
Делим лист пополам. В одной части листа отмечаем свои женственные черты, в другой мужественные. Чего больше?

7. Прощание

Все берутся за руки, посылая друг другу по кругу улыбку.

Занятие 2

Цели
1. Определение причины неудач в процессе общения, овладение вербальными и невербальными методами общения.
2. Формирование фемининного стиля поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

Все берутся за руки, посылая по кругу улыбку. Упражнение позволяет установить эмоциональный контакт с участницами.

2. Упражнение «Манекенщицы»

В процессе упражнения девушки учатся не стесняясь показывать преимущества красивой женской походки, достойно преподносить себя, рассчитывая на одобрение.

3. Упражнение «Добейся своего»

В процессе упражнения участницы опробуют различные стили общения, учатся выбирать конструктивный тип поведения. Под ритмичную музыку они движутся по залу в произвольном направлении, разбившись на пары.
Предварительно надо договориться, кто из них первый, кто второй. Первому необходимо уговорить второго совершить какое-то совместное действие (попить вместе чаю, сходить в кино, что-то обсудить). Второму требуется не соглашаться, пока это возможно. По знаку ведущего участницы меняются ролями.

4. Обсуждение

Что чувствовали по ходу упражнения?
Удалось ли кому-либо уговорить партнера, как вы это делали? Какие стили взаимодействия применяли (маскулинные, фемининные)?
Как это проявляется в вашей жизни?

5. Теоретический блок

Сообщение о типах восприятия и реагирования (визуальном, аудиальном, кинестетическом).
Ведущий. Каждому человеку хочется, чтобы его понимали полностью и несмотря ни на что. Но в жизни почему-то это происходит крайне редко. Почему?
У разных людей различные типы восприятия окружающего мира. Это может быть визуальный тип, когда человек воспринимает и перерабатывает информацию в виде зрительных образов. Аудиальный — когда все это происходит с помощью звуков. Кинестетический — если человек воспринимает информацию об окружающем мире через телесные ощущения. Это не означает, что у людей определенного типа другие органы чувств не участвуют в восприятии, но определяет самую сильную и самую первую реакцию доминирующий канал, а уже потом все остальные.
Подсознательное предпочтение того или иного способа восприятия оказывает воздействие на внутренний мир, мысли, язык. И если вы общаетесь на разных «языковых волнах», может возникнуть непонимание. А если вас постоянно не понимают, то вы чувствуете себя одиноким, несчастным.
О том, как быть в этой ситуации, мы поговорим на следующем занятии. А сейчас попробуйте вспомнить, как вы воспринимаете окружающий мир. Чем вам, например, запомнилось лето? Что возникает сначала: образ, звуки, ощущения?

6. Прощание.

Занятие 3

Цели
1. Обучение механизмам общения.
2. Формирование умения быть открытым в процессе общения, развитие доверительных отношений.
3. Закрепление женственных черт в поведении участниц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Обменяемся впечатлениями»

Участницы обмениваются впечатлениями о предыдущем занятии.

3. Упражнение «Манекенщицы»

Участницы по одной прохаживаются по залу, как бы совершают показ мод, одновременно демонстрируя себя. Остальные выражают одобрение.

4. Упражнение «Вырази себя»

Участницы под музыку с завязанными глазами пытаются через танец выразить свое настроение. Завязанные глаза позволяют участницам не задумываться о том, как они выглядят со стороны, и быть более естественными. Прислушиваемся к себе, к своему телу.

5. Обсуждение

Как себя чувствовали в процессе выполнения упражнений 3,4?

6. Теоретический блок

Ведущий. Итак, мы выделили три канала восприятия окружающего мира: визуальный, аудиальный, кинестетический. Как же их определить? Неосознанные, непроизвольные движения глаз у мужчин и женщин являются разгадкой того, о чем человек думает. Неважно, сколько им лет, на каком языке они говорят, каков их жизненный опыт или образование, — эти движения всегда одинаковы. (Можно пригласить для демонстрации добровольца.)
Если человек визуал, глаза его двигаются вверх в ту или иную стороны. Для определения типа восприятия нужно задавать самые обычные вопросы (без визуальных, слуховых или эмоциональных опор) и наблюдать реакцию, когда человек собирается с мыслями.
Например: «Где ты отдыхал летом?» Если взгляд устремился наверх, начинаем задавать «визуальные» вопросы: как выглядит этот дом? Какого цвета обои в твоей комнате? Какая картина открывалась из твоего окна? И т.п.
Идентифицировать визуальный тип можно не только по движению глаз вверх, но и по тому оживлению, которое возникает, когда вы предложили визуальную подсказку. Если реакция остается неопределенной, следует предложить партнеру «слуховую» подсказку: какие звуки будили тебя по утрам? И т.п.
Если взгляд перемещается из стороны в сторону или вниз влево, когда человек размышляет над вашим вопросом, если у него пробуждается интерес при уточнениях в «слуховых» терминах и он отвечает теми же «слуховыми» словами, мы можем сделать вывод, что перед нами аудиал.
Если ваш друг смотрит вниз вправо, можете быть уверены, что он прислушивается к своим чувствам. Для полной уверенности вам следует соотнести эти наблюдения с другими характеристиками. Можно задать вопросы: как ты себя чувствовал на новом месте? Удобной ли была кровать? И т.п.
Добавим еще некоторые данные. Дыхание визуала поверхностное, голос высокого тембра. Аудиал дышит размеренно, спокойно, голос его в нормальном эмоциональном состоянии также ровный. Чувственно-эмоциональный человек говорит медленно и с придыханием.

7. Упражнение «Кто есть кто?»

Ведущий. А теперь мы попробуем определить тип восприятия друг друга. Для этого разобьемся на пары, по очереди определяя канал восприятия друг друга, затем еще раз найдем себе уже другую пару и еще раз потренируемся в определении визуалов, аудиалов и кинестетиков.

8. Домашнее задание

Попытаться определить канал восприятия у членов семьи.

9. Прощание

Занятие 4

Цели
1. Формирование механизмов общения.
2. Развитие интуитивного понимания своего состояния.
3. Преодоление психологических барьеров при вступлении в контакт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Обменяемся впечатлениями»

Делимся впечатлениями о выполнении домашнего задания.

3. Упражнение «Похвали-поругай»

Упражнение позволяет определить установки в процессе общения: что можно, что нельзя.
— Участники делятся на пары, договариваются, кто первый, кто второй.
— Первый хвалит второго, второй отвечает. Затем меняются местами.
— Первый хвалит себя...
— Первый ругает второго...
— Первый ругает себя... и т.д.

4. Обсуждение

Что чувствовали, что было легче: хвалить или ругать, обращаться к себе или к другому, почему?

5. Упражнение «Воздушный шарик»

Участницам предлагается под музыку перемещаться по залу, подражая шарику, гонимому ветром. Упражнение развивает умение прислушиваться к своему эмоциональному состоянию, выражать себя.

6. Теоретический блок

Ведущий. Итак, мы возвращаемся к стилям восприятия. Можно задать вопрос: а зачем это надо?
Дело в том, что не физическая привлекательность и не выполнение каких-то услуг дают ключ к доверию и вечной любви, а понимание. Все люди склонны к подозрительности или враждебности, когда они не понимают и не доверяют. Это справедливо и для брачных союзов, и для любых дружеских отношений.
У вашего друга наверняка есть хоть одна маленькая черточка, которая заставляет вас говорить: «Я просто не понимаю, почему он так делает?» Когда вы откроете особенности восприятия окружающих вас людей, вы получите доступ к пониманию, что заставляет их поступать так, а не иначе. Вас перестанет это раздражать, что несомненно улучшит ваши взаимоотношения.
Освоив «язык» вашего партнера, вы получите ключ к разгадке его характера, будете знать, какие слова вам нужны, чтобы убедить его в своей правоте, избегая ссор и конфликтов. Вы поймете, что действительно важно для него и не будете тратить время на то, чего он не заметит и не оценит.
А сейчас рассмотрим, что же такое визуальный тип. Для такого человека важно, как вы выглядите. Визуал связан с миром с помощью зрительных образов. Когда он вспоминает что-то из прошлого, в его воображении возникает определенная картина. Если он мечтает о будущем, то его мечты реализуются в образах.
Обычно это подвижный человек, ему необходимо передвигаться, чтобы больше видеть. У него самые разнообразные интересы. С ним бывает трудно ладить, у него портится настроение, если он подвержен чрезмерной «слуховой» стимуляции в виде громкой музыки или чрезмерной болтовни.
Визуал предпочитает говорить о внешней стороне предметов. Разговор о том, что он чувствует, переживает, может поставить его в тупик, но это не означает, что он бесчувственный, черствый или неэмоциональный. Он просто не любит делиться своими переживаниями, и в минуты, когда злится, раздражен или печален, он скорее замкнется в себе и будет переживать в одиночестве, не станет выяснять отношения.
Вы можете помочь визуалу, если научитесь выражать его чувства и переживания за него и если будете задавать ему вопросы на его же «визуальном» языке.
Есть одна вещь, которую визуалы определенно ненавидят, — это обсуждение их переживаний с другими. Он никогда вам не покажет, что знает об этом, и как его это расстраивает, но продемонстрирует свою враждебность по-другому.
Визуал обожает видеть мир, окружающий его, уютным, чистым. Он может заметно волноваться, если видит вещи не на своих местах или беспорядок в комнате. Если вы хотите рассказать, как куда-то добраться, то лучше начертить схему маршрута.
Визуал предпочитает общаться с глазу на глаз, а не по телефону. Если хотите, чтобы он чего-то не забыл, напишите ему записку. Вот некоторые сведения о визуальном типе.

7. Обсуждение

Кто узнал себя? Своих близких? По каким признакам? (В обсуждение лучше включить всю группу, чтобы каждый понял на примерах из своего опыта, каковы признаки «визуального» типа.)

8. Прощание

Занятие 5

Цели
1. Развитие невербальных методов общения.
2. Формирование интуитивного понимания своего эмоционального состояния и состояния другого человека.
3. Развитие умения преодолевать барьеры общения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Тест «Как усвоили материал?»

— Можно ли при встрече с визуалом сразу бросаться ему на шею?
— Почему?
— Назовите «визуальные слова» (я это представляю так, эта картина мне ясна, я согласен с твоей точкой зрения и т.п.)

3. Упражнение «Росток»

Это упражнение развивает умение пользоваться невербальными методами общения, умение выражать эмоциональное состояние. Под музыку с помощью пантомимы участницы показывают своим телом, как прорастает из зернышка росток, как он радуется солнцу.

4. Упражнение «Вырази себя»

Продемонстрировать эмоции (гнев, раздражение, обиду, изумление, радость, восторг).

5. Упражнение «Болтушка»

С сильно утрированной артикуляцией произносить различные звуки, не связанные в слова, с разной интонацией, понижая и повышая голос. Упражнение высвобождает вербальную агрессию.

6. Упражнение «Делимся ощущениями, чувствами»

7. Теоретический блок

Ведущий. Сегодня мы поговорим об аудиальном канале восприятия.
Если ваш друг аудиал, он может не заметить вашу новую прическу или костюм, зато ему будет интересно послушать, как вы провели день, и рассказать о своем времяпрепровождении.
Чувства в нем пробуждаются от того, что он слышит. Почаще говорите ему приятные вещи, и он будет вам благодарен. Аудиал отзывается на музыку, больше настроен на внутреннюю логику слов, чем на чувства. С ним легко разговаривать, он любит беседы почти ни о чем.
Даже когда он молчит, то разговаривает мысленно сам с собой. «Слуховой» человек чрезмерно логичен, запоминает то, что слышит, намного лучше других. Поэтому будьте осторожны в выражениях — он не забудет ничего.
Не думайте, что можете скрыть от него что-то, разговаривая с ним по телефону, — он прекрасно улавливает интонацию голоса. Такой человек более пассивен, усидчив, чем визуал. Его любимые занятия — чтение, выполнение проектов, беседы, прослушивание музыки и т.п. Он скорее интеллектуальный тип, живущий в мыслях.
Аудиал ненавидит вопли и крики, особенно если их издает близкий ему человек. Вы можете ему говорить о чем угодно до тех пор, пока ваши интонации будут ему приятны. И чем больше вы кричите, тем меньше он вас слышит.
Аудиал склонен к рассудочности и анализу. Если у вас что-то случилось и вы жаждете сочувствия, скажите ему об этом прямо, иначе он просто начнет анализировать ситуацию и искать выход из конфликта.
Он предпочитает разговор по телефону разговору лицом к лицу. Ему все равно, как он выглядит, он более покладист, чем визуал, часто бывает душой компании, так как является великолепным рассказчиком.
К сожалению, он не умеет наводить порядок в своих вещах так же успешно, как и в мыслях. Чтобы доказать такому человеку свою любовь, необходимо говорить ему об этом как можно чаще. Аудиал очень отзывчив на ласковые слова, ласкательные имена.
Эти люди часто кажутся раздраженными и недовольными, так как они очень чувствительны к определенным шумам. Скрип двери, звяканье ложки в стакане могут вывести их из равновесия. Если они начинают ворчать, можно изменить их настроение, переключив внимание на один из любимых ими звуковых потоков.

8. Обсуждение

Итак, кто узнал себя? По каким параметрам? Кто из близких аудиал? Как вы это поняли?

9. Прощание

Занятие 6

Цели
1. Развитие психологического контакта, умения оценить обстановку.
2. Развитие интуитивного понимания своего тела.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Тест «Знаете ли вы?»

— Стоит ли дарить «аудиалу» на день рождения новый свитер, набор художественных открыток, мягкую игрушку? А что стоит?
— Какие слова можно назвать «аудиальными» (этот ритм по мне; хватит трещать без умолку; звучит неплохо; здесь так шумно — я не могу думать... и т. п.).

3. Упражнение «Манекенщицы»

4. Упражнение «Транс-данс»

Ученики под ритмичную музыку каждый в своем ритме движутся по кругу, глаза смотрят в пол. Условие: стараться это делать так, чтобы по возможности все части тела были в движении. Упражнение позволяет сосредоточиться на ощущениях, почувствовать возможность свободно управлять своим телом.

5. Упражнение «Делимся ощущениями, чувствами»

6. Теоретический блок

Ведущий. Мы недаром выполняли такое упражнение перед началом теоретического блока. Сегодня мы будем говорить о «кинестетиках», то есть о чувственно-эмоциональных людях.
Когда вы смотрите вниз, ваши чувства обостряются. Когда движется ваше тело, вы чувствительнее к ощущениям. В момент танца вы сами побывали в «шкуре» кинестетика. Итак, чем же отличается чувственно-эмоциональный человек от аудиала и визуала?
Ситуацию он чувствует интуитивно, не пытаясь ее анализировать до бесконечности. Для него важно, нравится или нет, а не как это выглядит или звучит. С ним легко общаться, он эмоционален и любит, когда вы не скрываете свои чувства. Кинестетик любит интимные прикосновения и беседы один на один.
Если он несчастлив — все вокруг покрывается темными тучами. Если злится, то будет стучать по стулу, швырять вещами, хлопать дверью. К счастью, он быстро мирится, когда остынет. Если он счастлив, то его счастье льется через край, он хочет поделиться со всеми окружающими, его улыбка освещает всю комнату и никто не может противостоять его обаянию.
Его волнуют ваши переживания, он может уловить, когда вы счастливы и когда несчастливы, и он переживает с вами. «Чувственный» человек жаждет любви и преданности, нежных прикосновений. Он остро ощущает свое тело и свою связь с другими людьми.
Логика его не особенно убеждает, физический комфорт гораздо важней. Он может чувствовать себя абсолютно счастливым посреди ужасающего беспорядка, лишь бы у него были его любимое кресло и подушка. Кинестетик подвержен спонтанным реакциям в большей степени, чем «визуальный» или «слуховой» человек. Решение что-нибудь сделать приходит к нему совершенно неожиданно, просто потому, что ему этого захотелось.
«Чувственный» человек легко обижается, если ему кажется, что Вы уделяете недостаточно внимания его чувствам и переживаниям. Ему хочется, чтобы вы реагировали, предпринимали что-нибудь, когда он чувствует себя несчастным или, по меньшей мере, проявили сочувствие, заинтересованность. Попробуйте проигнорировать его переживания — и вы удесятерите интенсивность его ворчливости.
Кинестетика легко вывести из этого состояния, если помочь ему расслабиться. Растирая ему спину и шею, вы сможете почти волшебным образом изменить его настроение.
Большинство таких людей любит ощущать присутствие своего партнера. Если этого нет, «чувственный» человек расстраивается и порой не может объяснить причину своего огорчения. Если такой человек смотрит вниз, это не значит, что он в плохом настроении, он в это время оценивает свои внутренние переживания.
Если предложить ему вспомнить что-то из детства, допустим бабушку, то кинестетик не будет рассказывать, как она выглядела и говорила. Скорее всего он скажет, что в ее доме было уютно и пахло вкусной едой.
Такой человек игнорирует моду, ценит удобство и комфорт. Ему не нравятся блестящие вещи, сверкающие, броские ткани. Его любимые вещи — мягкие и меховые.

7. Обсуждение

Кто узнал себя? Своих близких? Как вам это удалось?

8. Прощание

Занятие 7

Цели
1. Развитие вербального метода общения, формирование понимания эмоционального состояния партнера.
2. Развитие рефлексии.
3. Освоение невербальных методов общения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Тест «Знаете ли вы?»

— Как вас встретит «визуал», «аудиал», «кинестетик», если вы придете к ним в гости?
— Что предпочтет «кинестетик»: пойти на бал в вечернем туалете или погулять в саду в спортивном костюме?
— Назовите чувственно-эмоциональные слова. (Тяжелый и трудный ты человек; держи себя в руках; я это кожей чувствую; тебе наплевать на мои чувства; ненавижу, когда надо торопиться и т.п.)

3. Упражнение «Учимся общаться»

Упражнение развивает вербальные методы общения. Выполняется в движении, участники делятся на пары.
Задания:
а) определить основной канал восприятия партнера;
б) уговорить партнера совершить какое-либо простое действие (пойти в кино, попить чаю, купить безделушку и т.п.), используя опорные слова канала восприятия;
в) поменяться ролями;
г) найти себе партнера с таким каналом, с которым еще не работали, повторить задания б и в.

4. Упражнение «Вырази себя»

См. занятие 3, упр. 4.

5. Упражнение «Делимся впечатлениями»

Участницам предлагается сравнить впечатления с теми, которые испытывали, выполняя упражнение «Добейся своего» (занятие 2). Упражнение способствует развитию доверительности, рефлексии.

6. Теоретический блок

Метод «Отзеркаливание личности»

Ведущий. Чтобы создать дружеские отношения или полюбить кого-то, мы должны полностью доверять своему партнеру. Обычно люди боятся неизвестности и чувствуют себя спокойнее, когда все известно, поэтому мы тянемся к человеку, своим поведением и привычками похожему на нас.
Из-за того, что люди не похожи друг на друга, может возникнуть недоверие. На надо ждать, пока отношения доверия возникнут сами по себе, вы можете сами их строить! Если вы почувствовали, что со старым другом уже не так близки, можете вернуть прежние отношения с помощью эффекта «отзеркаливания». Это означает вести себя как ваш партнер, стать похожей на него манерой поведения, стилем одежды, разговором.
Вы можете спросить: «Почему же мы, женщины, должны меняться из-за мужчин? Почему бы им самим не сделать этого?» Дело в том, что мужчины труднее приспосабливаются к ситуации, чем женщины. Женщина более гибка в своем поведении.
Уясните для себя твердо, что применение «отзеркаливания» — это не потеря собственного «я», а скорее способ приобретения подсознательной власти, равно как и защиты ваших отношений, их улучшения.
Мужчины, всегда чувствовавшие власть в семье, пытаются занять оборону, когда женщина начинает добиваться равноправия в отношениях. «Отзеркаливание» — это способ добиться своего таким образом, чтобы партнер не заметил и, соответственно, не расстроился. Процесс происходит неуловимо, на подсознательном уровне и дает большой эффект.
Когда вы делаете что-то, противоположное ощущениям партнера (он подавлен, а вы веселы и т.п.), он чувствует, что вам не нравится его поведение или вы не согласны с ним, поэтому он сердится все больше и больше. Но когда вы ведете себя под стать ему, он чувствует, что его поняли, у него появляется подсознательная тяга к вам и спокойствие.
Физическое «отзеркаливание» — это игра жестов. Если ваш друг тяжело опускается на стул, сделайте то же самое, стойте, как он, подпирайте подбородок рукой и т.п. Все нужно делать непреднамеренно, чтобы ваши приемы не стали очевидны. Движения должны быть спокойными и естественными. Не меняйте позу тотчас же вслед за ним.
Например, он подвинул стул вперед — вы подождите некоторое время, а затем сделайте то же самое. Нет необходимости подражать всем движениям с абсолютной точностью. Например, он покачивает ногой, вы можете постукивать пальцами в том же ритме. Язык жестов правдивее слов, так как речь мы контролируем сознательно.
Если смысл слов и жестов расходится, доверяйте в этом случае языку жестов. Например, вы зовете партнера в кино, он отвечает: «Да это здорово», но при этом скрещивает руки на груди. Можете быть уверены, что он говорит неправду. «Отзеркаливая», позаботьтесь и о себе: не следуйте дурным привычкам (например: грызть ногти, дергать волосы).
Пример. Партнер не согласен с вами и сидит, скрестив руки на груди, — знак того, что он хочет сохранить дистанцию с окружающими. Сделайте то же самое, повторите все его другие жесты, поговорите с ним на языке его основного канала восприятия, проверьте, смотрит ли он на вас, а потом разъедините руки.
Если партнер последует вашему примеру, значит, он готов идти вам навстречу. Если нет, повторите весь процесс с самого начала. Когда же он, наконец, последует вашему примеру, вы поймете, что партнер решил согласиться с вами, хотя этого и не говорит.
Правило № 1: не говорите о важных вещах в то время, когда наводите порядок или режете лук. Оставьте свои дела и настройтесь на партнера. «Отзеркаливание» помогает не только завладеть чьим-то вниманием. Оно позволяет сконцентрироваться на партнере и настроиться на его волну, то есть по-настоящему понять его.
Когда научитесь достигать синхронности, вам больше не придется беспокоиться о недостатке общения или вообще об отсутствии такового.

7. Упражнение «Зеркало»

Упражнение развивает невербальные методы общения, формирует интуитивное понимание эмоционального состояния другого человека. Объяснение ведущий сопровождает жестами; участницы должны по возможности повторять эти жесты. Участницы разбиваются на пары, договариваются, кто первый, кто второй. Первый изображает какие-то движения, второй — повторяет их. Меняются парами 2-3 раза.

8. Упражнение «Делимся чувствами и ощущениями»

9. Прощание

Занятие 8

Цели
1. Развитие интуитивного понимания своего эмоционального состояния и состояния другого человека.
2. Развитие невербальных методов общения.
3. Формирование умения сохранять собственную позицию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Мое внутреннее животное»

Участницам предлагается представить себя каким-то животным. 2 минуты с завязанными глазами каждый остается наедине со своим внутренним животным, представляет, какое оно, как двигается, какие звуки произносит и т.п.
Участницы встают в круг. Каждой предлагается пройти по внутреннему кругу, изображая свое животное и делая 2–3 жеста общения по отношению к остальным участницам. Упражнение развивает невербальные способы общения, способность выражать себя.

3. Упражнение «Делимся чувствами и ощущениями»

Надо подвести участниц к выводу, что агрессивные, силовые акции вызывали ответную агрессию и наоборот.

4. Упражнение «Сиртаки»

Упражнение представляет собой ритмическую ходьбу под музыку народного греческого танца. Оно позволяет накапливать ресурсное состояние, формирует красивую осанку.

5. Теоретический блок

Ведущий. На прошлом занятии мы говорили об «отзеркаливании» и остановились на физическом «отзеркаливании», то есть на отражении языком жестов.
Еще можно говорить об «отзеркаливании» ритмов дыхания и эмоций. Мы уже говорили о разнице в ритмах у «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков». Вы можете помочь «визуалу» расслабиться, войдя в его ритм, добившись на некоторое время синхронности, затем постепенно замедляя его.
Можно отзеркаливать ритм движений (покачивания ногой, постукивания пальцами и т.д.), речи или любимой музыки, можно поглаживать партнера в ритме его дыхания.
«Отзеркаливание» дыхания — это то, что вы можете делать везде, это быстрый способ настроиться на волну партнера, особенно когда вы чувствуете дистанцию по той или иной причине. Синхронное дыхание поможет вам сблизиться. (Участницы делятся на пары, отрабатывают отзеркаливание ритмов и дыхания.)
«Отзеркаливание» эмоций поможет добиться изменений в поведении партнера в ответ на ваши изменения. Инициатива в руках женщины, так как сама природа определила ей действовать умом, а не силой. Конечно же, совсем не обязательно доводить себя до депрессии или очень сердиться, чтобы показать партнеру, что понимаете, как он зол и угнетен.
На «визуала» достаточно посмотреть с симпатией и сказать: «Я представляю, почему ты рассержен». Для «аудиала» хлопните по столу чем-нибудь, но без раздражения и скажите: «Я слышу тебя. Я абсолютно уверена, что слышу, почему ты зол».
А «кинестетику» можно подарить легкое поглаживание и сказать, что вы понимаете, почему он сердится и тоже расстроены из-за этого.
Если партнер «не в духе», не пытайтесь казаться радостной и веселой, не старайтесь угождать ему или доказывать, что ситуация этого не стоит. Продемонстрируйте свое согласие с ним, дайте почувствовать, что хорошо понимаете его настроение и вы на его стороне. Этим вы добьетесь синхронности.
Можно «отзеркаливать» голос. Если партнер говорит нежно, спокойно — так же говорите и вы. Когда он повышает голос — вы тоже меняете тональность.

6. Упражнение «Развиваем интуицию»

Участники делятся на пары (условие — найти совсем не похожего на тебя партнера), тренируются «отзеркаливать» эмоции и голос. Упражнение развивает интуитивное понимание эмоционального состояния другого человека при сохранении своего «я».

7. Упражнение «Делимся чувствами и ощущениями»

8. Прощание

Занятие 9

Цели
1. Развитие интуитивного понимания своего эмоционального состояния и состояния другого человека.
2. Развитие умения выражать свою позицию.
3. Преодоление стереотипов поведения.
4. Овладение вербальными методами общения, развитие рефлексии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Зеркало»

Упражнение тренирует умение достичь синхронности, быть ведущим, отражать свою позицию. Под музыку участницы повторяют за ведущим движения, мимику определенных эмоциональных состояний, звучание голоса. Затем участницы по очереди занимают место ведущего.

3. Упражнение «Волна»

Участницы под музыку танцуют, изображая волны. Упражнение развивает женственные проявления в движениях тела, отражая женскую суть — заполнять пространство.

4. Упражнение «Делимся чувствами и ощущениями»

5. Теоретический блок

Ведущий. «Отзеркаливание» системы доверия вашего партнера — это самый легкий путь, чтобы достичь согласия.
Всегда старайтесь прийти к согласию, прежде чем просить о чем-либо. Наверняка у вас с партнером есть что-то общее, что не вызывает разногласий: любите одинаковую еду, нравятся или не нравятся обоим какие-то люди, музыка и т.п.
Если однажды захочется выразить с чем-то несогласие или изменить мнение о чем-то, то начните с того, что выразите согласие с чем-то, а лишь потом несогласие с чем-то другим. Этим вы гораздо быстрее достигните результата, чем если сразу начнете с разногласий.
Когда вы сначала соглашаетесь с мужчиной, вероятнее всего, что и он потом согласится с вами. Здесь срабатывает дух единой команды, которого склонны придерживаться мужчины: «Раз ты сказал, что я прав, я тоже скажу, что ты прав».
Однажды, обратив внимание на те моменты, пункты, точки зрения, по которым вы не имеете разногласий, вы всегда сможете вернуться в состояние согласия, если вдруг начнется спор: заговорите о вещах, на которые у вас одинаковый взгляд.

6. Упражнение «Добейся своего»

(См. упр. 3, занятие 2.) Задание: использовать все типы отзеркаливания. Упражнение развивает вербальные и невербальные методы общения.

7. Упражнение «Делимся чувствами и ощущениями»

Задание: сравнить результаты упражнения с результатами подобных упражнений в занятиях 2, 7. Упражнение развивает рефлексию.

8. Прощание

Занятие 10

Цели
1. Развитие умения гибко контролировать ситуацию, используя «несиловые» методы общения.
2. Развитие психологического контакта, интуитивного понимания эмоционального состояния другого человека и самого себя.
3. Развитие умения сохранять свое «я», свою позицию, используя фемининные качества.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Знаете ли вы?»

— Что такое «отзеркаливание», какие виды «отзеркаливания» существуют?
— Для чего нужно добиваться синхронности с партнером?

3. Упражнение «Там, где мне хорошо»

Упражнение развивает рефлексию, интуитивное понимание своего состояния, умение расслабиться. Участницам предлагается представить себе место, где они чувствовали себя счастливыми, где им было хорошо. Задание: собрать ВАК-информацию, особенно запомнить ощущения тела (оно расслаблено), запомнить это состояние.

4. Упражнение «Вырази состояние»

Упражнение развивает умение невербально выражать свое состояние, воспринимать эмоциональное состояние других людей.

5. Упражнение «Делимся чувствами, ощущениями»

6. Теоретический блок

Ведущий. Наверное, каждый из нас когда-то мечтал о волшебной палочке: взмахнешь ею — и все станет хорошо! Как ни трудно в это поверить, но такая палочка существует. Она называется методом «якорения». После освоения этого метода вы сможете контролировать эмоциональное состояние своего партнера, да и свое тоже.
Вы, вероятно, знаете, как много душевных сил тратится на преодоление негативных состояний. И вы, вероятно, заметили, что когда вы в хорошем настроении, то неприятности, внезапно возникшие, переживаются легче. Объясняется это тем, что запас психических сил при хорошем настроении выше, и вы справляетесь с неприятностями. Внутренние ресурсы присутствуют в нашем организме всегда, надо только уметь их использовать. Поможет в этом метод «якорения». И сейчас мы это попробуем сделать.

Упражнение «Якорение»

Ведущий. Разбейтесь на пары, договоритесь, кто первый, а кто второй, выберите особый жест, прикосновение, которое будет приятно партнеру. Не подходит для этого случая верхняя часть рук, так как люди часто ассоциируют такое прикосновение с успокаивающим жестом. Не выбирайте такие места, к которым вы постеснялись бы прикоснуться в присутствии посторонних.
а) Первые вспоминают свое состояние из упражнения «Там, где мне хорошо» и входят в него. Вторые следят за состоянием своего партнера и, как только первый расслабится полностью, прикасаются к нему особым жестом. Можно добавить какие-нибудь слова типа: это было замечательно, восторг, класс. Смысл не имеет значения, но они должны быть приятны партнеру.
б) Первые вспоминают свое состояние из упражнения «Вырази состояние» и входят в него. Вторые прикасаются к партнеру особым жестом, находят подходящие слова.
в) Поменяйтесь местами и проделайте все сначала.
г) А теперь первые представляют какую-то ситуацию, которая их расстраивает, и входят в нее. Вторые прикасаются к партнеру особым жестом. Первые наблюдают за своим состоянием. Что изменилось?
д) Поменяйтесь местами и повторите пункт г.

7. Упражнение «Делимся чувствами, ощущениями»

8. Упражнение «Новая стратегия»

Упражнение развивает умение гибко управлять ситуацией. Упражнение выполняется в виде «мозгового штурма».
Задание: ваш партнер пришел в плохом настроении. Ваши действия?
— Достигаем синхронности с его настроением с помощью «отзеркаливания».
— Даем понять партнеру, что поддерживаем его (эмоциональное «отзеркаливание»).
— Изменяем настроение при помощи «якорения».

Памятка

Не упускайте возможности «заякорить» положительные эмоции.
Если вы еще не успели применить положительное «якорение», а ситуация требует изменения, попытайтесь перевести партнера на приятные воспоминания («Да, сейчас плохо, но не всегда же так было, что-то было и хорошее...») и «заякорите» их.

9. Прощание

Занятие 11

Цели
1. Дальнейшее развитие вербальных и невербальных методов общения, умения гибко управлять ситуацией.
2. Развитие интуитивного понимания собственного эмоционального состояния и потребностей женского тела.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Знаете ли вы?»

— Почему изученный нами метод управления ситуацией называется «якорением»?
— Можно ли с помощью «якорения» помочь себе?

3. Упражнение «Дикая кошка»

Участницы двигаются по комнате, пытаясь воспроизвести движения дикой кошки. Упражнение позволяет раскрепостить свое тело и эмоции, развивает доверительные отношения.

4. Упражнение «Восточная красавица»

Под восточную музыку участницам предлагается делать танцевальные движения, имитируя «танец живота». Упражнение позволяет усвоить движения, необходимые для женского тела, укрепить внутренние мышцы брюшины; развивает эмоциональную сферу (уверенность в себе, умение показать себя, чувство удовольствия).

5. Упражнение «Вырази себя»

(См. упр. 4, занятие 3.) Упражнение позволяет эмоционально раскрепоститься, испытать удовольствие от собственного состояния, развивает доверительность в отношениях.

6. Упражнение «Делимся чувствами, ощущениями»

Участницам предлагается поделиться впечатлениями от упражнений 3, 4, 5: что чувствовали, когда ощущали себя комфортно, почему?

7. Теоретический блок

Ведущий. Мы научились «якорить» положительные эмоции особым прикосновением или положительными словами. Оказывается, что это можно делать и с отрицательными эмоциями.
Устранить проблемы можно, не игнорируя их, а, наоборот, закрепляя негативные эмоции, чем вы как бы отделяете их от себя и своего партнера. «Якорение» негативных эмоций особенно помогает, если у вашего партнера сохранились плохие воспоминания о прошлых взаимоотношениях.
Отделяя себя от тех, кто оставил у вашего партнера негативные воспоминания, вы сможете добиться того, что он увидит в вас действительно иную женщину, личность. Как же это сделать?

Упражнение «Положительное якорение»

Участницы разбиваются на пары (лучше выбрать партнера, с которым еще не работали), договариваются, кто первый, а кто второй.
а) Первый вспоминает ситуацию в своей жизни, связанную
с неприятным общением с конкретным человеком, в результате которого возникла формула «все вы такие»; затем первый пытается высказать претензию второму.

Правило. В знакомом интерьере нужно выбрать место, в котором вы практически не бываете, предмет мебели, безделушку, которыми не пользуетесь.

б) Второй, указывая на выбранный предмет, часть комнаты, говорит: «Конечно, бывают и такие люди, — отходит от указанного места, вещи, — но существуют и другие», — указывая рукой на себя, прижимая руки к груди и т.п. Затем, используя особый тембр голоса, касается места положительного «якорения» (предварительно выяснив его у партнера по тренингу). Фиксируются ВАК-проявления.
в) Поменяться местами.
г) Найти другого партнера, повторить а и б.

8. Упражнение «Делимся чувствами, ощущениями»

9. Прощание

Занятие 12

Цели
1. Закрепить умение пользоваться новыми методами вербального и невербального общения.
2. Закрепить умение высвобождать свои эмоции и интуитивно чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
3. Закрепить умения рефлексии и релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие

2. Упражнение «Кто я? Какой я?»

Упражнение развивает рефлексию, чувство доверия. Участницам предлагается, используя все полученные на тренинге знания, рассказать о себе как о визуале, аудиале или кинестетике. Остальные члены группы задают рассказчику вопросы, уточняющие принадлежность к одному из каналов восприятия.

3. Упражнение «Цветок»

Упражнение способствует снятию напряжения, накоплению ресурсного состояния.
Под музыку, стоя, участницы сначала раскрывают обе руки, подражая раскрывающемуся цветку, а потом «цветок» закрывается.
То же упражнение совершается в парах.

4. Упражнение «Рич-рач»

Упражнение развивает умения невербального общения в ситуации выбора, высвобождает эмоции. Участницам предлагается встать в круг. Ведущий в танце проходит внутри круга мимо участниц, которые поют: «Рич-рач-румбимбум-румбимбум-румбимбум; рич-рач-румбимбум-румбимбум-бум-бум». Когда фраза закончилась, ведущий останавливается напротив той участницы, около которой оказался, и приглашает ее к танцу. Затем они уже вместе идут по кругу и т.д., до тех пор пока все участницы не окажутся танцующими.

5. Упражнение «Добейся своего»

Упражнение развивает умения вербально и невербально общаться, интуитивно чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
Участницы разбиваются на пары, договариваются, кто первый, кто второй. Второй, используя все полученные знания, уговаривает первого что-нибудь купить, а первый — пытается не соглашаться. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждая участница не попытается уговорить партнера, используя полученные знания о ВАК, отзеркаливании, якорении.

6. Упражнение «Освобождение»

Иногда собственные негативные чувства обуревают тебя, тогда трудно воспользоваться полученными знаниями. В этой ситуации необходимо сначала освободить собственные негативные эмоции.
Упражнение «Лев»: встаем на четвереньки, лицо поднято вверх, широко открываем рот и громко говорим «А!», можно рычать. Упражнение попутно предупреждает появление морщин.
Упражнение «Воздушный шарик»: набираем много воздуха в живот, в щеки, на 2 секунды задерживаем дыхание, ощущая напряжение, затем растягиваем губы в узкую щель и очень медленно выпускаем воздух: «С-с-с», наблюдая при этом, как отпускает напряжение.
Упражнение «Солнышко»: прикрываем глаза, представляем, как через ресницы проникает солнечный луч и наполняет нас золотисто-оранжевым светом.

7. Теоретический блок

Советы в копилку

— Не упрекайте — упрек вызывает оборонительную позицию.
— Советуйтесь с партнером — позвольте ему почувствовать себя нужным.
— Уточняйте причину гнева. На слова, произнесенные раздраженным голосом, типа «Черт знает, что такое!», «Мне все надоело!», ответьте: «Что тебя расстраивает?» или «На что ты сердишься?», прежде чем решить, что это вы стали причиной раздражения.
— Используйте позитивные сообщения — любое отрицание забывается. Вместо «не забудь позвонить» скажи «Помни, что тебе надо позвонить!» Говорите медленно те фразы, которые вам хотелось, чтобы он запомнил. Понижайте голос и говорите быстрее то, что партнеру, как вам кажется, надо забыть.
— Не пытайтесь говорить, что он «не должен» делать, — говорите, что бы вам хотелось получить. Мужчина быстро становится злопамятным, затаивает обиду, возмущается и бунтует, если женщина запрещает ему что-либо делать. Получить то, что вы хотите, проще, если позволить ему иметь, что хочет он.

8. Упражнение «Делимся чувствами, ощущениями»

Участницам предлагается рассказать, что они вынесли из тренинга для себя.

9. Прощание

О некоторых результатах

Тренинг проводился с ученицами 11-го класса средней школы № 31 г. Калуги. Занятия проходили один раз в неделю по 1–1,5 часа в зависимости от возникающего интереса и желания делиться своими чувствами.

Предварительные исследования
Перед проведением тренинга осуществлялась диагностика среди юношей и девушек класса. Исследовались отношения к семье, своему и противоположному полу (методика незаконченных предложений); сформированность категорий маскулинности-фемининности (предлагалось назвать по 3 самых важных качества для мужчин и женщин); самооценка (методика ранжирования качеств личности А.Э. Шейнмеца).
Последняя методика одновременно позволяет выяснить, какие качества личности учащиеся ценят выше всего и наличие каких качеств и в какой степени отмечают у себя, а также зависит ли это от принадлежности к определенному полу.
Цель диагностики: проследить уровень сформированности категорий маскулинности-фемининности и половой идентификации. В исследовании участвовали 18 учащихся 11-го класса.
Выяснилось, что самооценка у 95% учащихся неадекватная, завышенная, у 5% учащихся адекватная, причем в ее верхней границе значений.
В результате ранжирования качеств личности получилась следующая картина: девушки идеализируют 33% женских качеств, 17% мужских, 50% общеличностных, выделяют у себя 40% женских, 10% мужских и 50% общеличностных. То есть девушки идеализируют женские качества (стремятся к ним) в меньшей степени, чем отмечают у себя; юноши идеализируют 60% общечеловеческих качеств и 40% женских, мужских не отмечают вообще. У себя выделяют 58% общечеловеческих и 16% мужских качеств, то есть явно идеализируется тип личности с проявлениями женских качеств.
Представители и того и другого пола в большей степени отмечают у себя и идеализируют общечеловеческие качества, такие, как ум, честность, любознательность. Причем девушки отдают предпочтение качеству «веселый» — 55%, «трудолюбивый» — 55%; юноши качеству «умный» — 50%, «веселый» — 50%.
Среди женских качеств девушки в большей степени идеализируют качество «нежный» — 50%, отмечают у себя качество «добрый» — 55% участниц. Юноши идеализируют качество «аккуратный», отмечают у себя качество «нежный» — 30% участников.
Среди мужских качеств девушки идеализируют «сильный» — 11%, отмечают у себя «настойчивый» — 11%. Юноши не идеализируют мужские качества вообще, отмечают у себя качество «настойчивый» — 16% учащихся.
Полученные данные можно рассматривать как отражение некоторой неадекватности половой идентификации, особенно у юношей.
При анализе опроса о желательных качествах для мужского и женского пола выявились следующие данные. Девушки выделяют для своего пола 8 женских качеств (нежность — 22%, хитрость — 16,7%, доброта — 11%, терпеливость — 11%, женственность, обаяние, покладистость, верность — 5%), 9 общих качеств (ум — 33,3%, красота — 33,3%, всеобщая любовь, общительность, эрудированность, здоровье, ответственность, характер, хозяйственность — 5%), 1 мужское качество (сила — 5%).
Для мужского пола девушки выделяют 6 мужских (сила — 38,9%, мужественность — 11%, надежность, храбрость, решительность — 5%), 3 женских качества (доброта — 16,7%, нежность, верность — 5%), 10 общечеловеческих, фактически тех же, что и для своего пола, предпочтение отдается уму — 38,9%.
Юноши выделяют для женского пола 4 женских качества (обаяние, нежность, женственность, доброту — по 5% участников), 6 общечеловеческих (27,8% — ум, 22,2% — красота, по 5% — чувство юмора, характер, культура, интеллект). Для своего пола юноши выделяют 5 мужских качеств (16,7% — сила, по 5% — мужественность, смелость, храбрость, решительность), 7 общих (22,2% — ум и по 5% — те же, что и для женского пола).
Из вышесказанного можно предположить, что и девушки, и юноши отдают предпочтение общечеловеческим качествам, причем юноши в большей степени как для своего пола, так и для противоположного, что в свою очередь позволяет отметить некоторую неадекватность в формировании категорий маскулинности-фемининности.
Неадекватность половой идентификации и формирование категорий фемининности-маскулинности в свою очередь усугубляет конфликты в процессе общения. У учащихся не сложилось четкого понимания, какие качества присущи своему, а какие противоположному полу, что можно требовать от партнера по общению, а чего не стоит (это подтвердилось в процессе индивидуальных бесед с испытуемыми).
В сфере отношений родители—дети и учитель—ученик эти проблемы тоже имеют место, о чем свидетельствует идеализация женских качеств юношами, так как и родители, и учителя в основном требуют послушания, терпеливости, усидчивости (то есть в большей мере женских качеств).
Наличие конфликтных ситуаций подтвердили результаты методики незавершенных предложений: относятся негативно к отцу 44,4% девушек и 77,8% юношей, к матери — 22,2% девушек и 33,3% юношей, к семье — 22,2% девушек и 66,7% юношей, к женскому полу — 55,5% девушек и 66,7% юношей, к мужскому полу — 100% девушек и 50% юношей.
Полученные результаты подтверждают не только наличие конфликтов, но и неадекватную половую идентификацию, которую невозможно сформировать, демонстрируя негативное отношение к своему полу, причем часто неосознаваемо.

Особенности проведения тренинга
В тренинге участвовали шесть девушек. Можно отметить, что выполнение упражнений на общение и формирование женских качеств вызывали у участниц затруднения. Особенно трудным оказалось упражнение «Вырази себя», что свидетельствует, с одной стороны, о недоверии друг к другу (участницы переживали, как они будут выглядеть в глазах партнеров по тренингу), и с другой стороны — о неумении рефлексировать свое состояние.
Теоретический блок на каждом занятии вызывал живой интерес, желание поговорить на предложенную тему подольше. Однако полученные знания применялись на практике с трудом. Можно предположить, что участницы привыкли получать знания, которые в реальной жизни не требуют постоянного применения.
В процессе занятий девушки учились общаться, доверять друг другу, рефлексировать. К 4–5-му занятию у 70% девушек подобные трудности уже не возникали и упражнения выполнялись легко и с удовольствием.
Стоит отметить, что домашние задания вызывали трудности в тех случаях, когда надо было пообщаться с членами семьи, друзьями на новом уровне, то есть используя полученные знания. Друг с другом же они практиковали подобный уровень общения.
В ходе тренинга девушки узнали много нового об особенностях психосексуального развития обоих полов, получили информацию о конструктивных методах общения, тренировались использовать эти методы на практике.
В результате можно отметить положительную динамику в отношениях к отцу, матери, семье, мужскому и женскому полу. Особенно заметно изменились отношения к мужскому и женскому полу, что можно объяснить тем, что девушки увидели особенности развития и проявления обоих полов в реальной жизни и старались теперь не требовать от представителей противоположного пола того, что им не свойственно.
Девушки стали отмечать у себя и идеализировать женские качества в большей степени, чем общечеловеческие. То есть мы можем говорить о положительной динамике в формировании половой идентификации и категорий маскулинности-фемининности.
Конечно, нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решились в процессе тренинга: у некоторых участниц еще сохранилось негативное отношение к отцу (16,7% участниц), к мужскому полу (33,3%). Но стоит отметить, что абсолютное значение негатива уменьшилось и можно наблюдать общую положительную динамику результатов.
Еще один положительный момент — это то, что девушек заинтересовала тема взаимоотношений, и в частности — особенности взаимоотношений с противоположным полом.
Есть вероятность того, что они будут использовать полученные знания в реальной жизни, что поможет им установить конструктивные семейные отношения и избежать конфликтов в других сферах. Полученные результаты говорят об эффективности предлагаемого тренинга и желательности его применения.

Людмила МОСТОВАЯ,
педагог-психолог
средней школы № 31,
г. Калуга

Публикация произведена при поддержке компании «ВИКОЛА». Компания «ВИКОЛА» предлагает по выгодной цене приобрести лечебные средства личной гигиены, косметику, пластыри и массажеры китайской марки Vikola. Посетив сайт компании «ВИКОЛА», который располагается по адресу http://www.vikola.ru/, Вы сможете заказать состоящие из натуральных компонентов профилактические женские прокладки Vikola, которые не только прекрасно выполняют свои гигиенические функции, но так же помогут бороться с хроническими процессами, усилят иммунитет, окажут положительный эффект на работу всего организма, обеспечивают профилактику и лечение воспалительных процессов и гинекологических заболеваний. Вся предлагаемая продукция сертифицирована, прошла клинические испытания, и соответствует самым высоким стандартам качества.