Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №30/2003


ИГРОТЕКА

В ПОИСКАХ
СВЯТОГО ГРААЛЯ

Продолжение. См. № 29, 2003

«Старт»

(Названия этапов даны условно, согласно изображениям этих этапов на карте.)
Каждая команда выбирает один из видов помощи, тем самым выбирая дорогу:
1. Есть право один раз отказаться от выполнения задания.
2. Есть право получить подсказку, но за нее придется заплатить.
3. Один раз можно перескочить ход, но в обмен на это команда отдает своего лучшего игрока, в случае невыполнения — штраф.
После прохождения старта команды находятся в разных концах комнаты, сидят в кругу.

«Свиток»

Время выполнения — 5 минут (приблизительно, зависит от числа игроков).
Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелегкую минуту?
В этом свитке описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути.

Дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему.
(Список см. в Приложении 1.)

«Менестрели»

Время выполнения — 15 минут.
Ведущий. Поздравляю, вы сделали свой первый выбор! Он был нелегким, но вы справились. Однако это только первый шаг. Возможно, дальше будет труднее, ведь пройти этот путь сможет лишь человек добродетельный. Как вы думаете, что такое «добродетель»?
Обсуждение с детьми, что такое «добродетель». (Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность. Нравственность — правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.)
Задание — составить «Оду человеческой добродетели» в любом жанре. Представление «Оды...». Можно выдать ребятам список качеств, из которого они и выбирают то, что будет воспето.

«Карета»

Время выполнения — 5 минут.
Ведущий. Какой будет ваша дорога — широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и достичь цели как можно быстрее, вам необходимо выбрать для себя средство передвижения.
Дети выбирают из предложенных карточек одну, на которой указано средство передвижения (карета, русская тройка, нарты). Необходимо изобразить его: каждый член команды является какой-либо частью этого средства. Задание считается выполненным, если команда проделала определенный путь, не «рассыпавшись».

«Рыцарский турнир»

Время выполнения — 10 минут.
Ведущий. Сейчас вам предстоит участие в рыцарском турнире. Кто же такой рыцарь? (Небольшое обсуждение.) Важным качеством любого мужчины, будь то рыцарь, горец, крестьянин или горожанин, было уважение к женщине. Как мог рыцарь выразить его? Возможно, для этого и существовал рыцарский турнир, на котором мужчины бились за Прекрасную даму. Победитель делал подарок прекраснейшей. Мужчины, сейчас вам предстоит сделать подарок и объяснить свое предпочтение.
Критерии для оценки подарка детям не называются:
— подарок поможет его обладательнице в личностном росте;
— подарок остается на всю жизнь, он не может быть использован в течение короткого времени;
— подарок подчеркивает лучшие качества получательницы.
При успешном выполнении задания команда получает меч.

«Мудрая сова»

Время выполнения — 3 минуты.
Ведущий. Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть не только человеком отважным и сильным, нужно еще быть человеком образованным. Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать свои силы. Выбирайте одну из задач.
Детям даются на выбор слова великих мыслителей, ребята должны закончить начатый текст.
При успешном выполнении задания команда получает камень, на котором написано, что только одна из дорог является истинной, ведущей к цели.
(Примерные тексты см. в Приложении 2.)

«Замок героя»

Выполнение — 15 минут.

Ведущий. Человек развивается лишь тогда, когда созидает, когда творит. Вы прошли часть пути — малую, но достаточную для того, чтобы почувствовать себя творческим человеком. Проявите же свои лучшие качества снова и постройте замок. Вы можете выбрать один из вариантов выполнения задания.
Варианты:
— во время выполнения задания нельзя разговаривать;
— во время выполнения задания каждый из участников может разговаривать только с кем-то одним;
— во время выполнения задания все участники общаются через одного человека, который выбирается заранее.
Эти варианты детям можно предложить на карточках, и тогда выбор варианта случаен, либо команда может сделать осознанный выбор.

«Заколдованный круг»

Выполнение — 3 минуты.
Если на этот этап команда пришла с этапа «Лилипуты и великаны», требования к участникам предъявляются более жесткие.
Для этого упражнения требуется помощь соперников.
Ведущий. Воин света знает, что иные минуты имеют свойство повторяться. Часто сталкивается он с трудностями, которые некогда уже преодолевал, и оказывается в сложном положении, из которого уже выходил с честью... Что это? Неужели заколдованный круг? Неужели нет никакого выхода? На вашем пути новое препятствие — тот самый заколдованный круг. Желаю вам удачи при прохождении этого задания!
По 3 игрока становятся в центр замкнутого круга, который состоит из игроков противоположной команды, крепко держащихся за руки. Задача игрока — вырваться из этого круга. Если за отведенное время кто-либо из игроков не выходит, то он в следующем задании не участвует, то есть пропускает ход.
Каждый игрок из круга в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить соперника. Но! Выпустить лишь того, кто действительно хочет выйти, кто хочет продолжить путь.

«Лилипуты и великаны»

Выполнение — 1 минута.
Ведущий. Путешествуя, мы забредаем в другие селения, города и даже страны. Иногда мы останавливаемся перед выбором — куда идти: в страну лилипутов или в страну великанов? Если вы отправитесь в страну лилипутов, вы будете больше и сильнее, чем жители страны, но лилипуты очень злобные и агрессивные существа. Если ваш выбор падет на страну великанов, то вы окажетесь маленькими и беззащитными, но встретитесь с добродушными и гостеприимными людьми.
Обсуждение выбора командами, представление его и объяснение.

«Пропасть»

Выполнение — 10–15 минут (в зависимости от численности команды).
На расстоянии 30 см от свободной стены проводится черта. Участники становятся тесной шеренгой между стеной и чертой. Они превращаются в скалы и принимают причудливые формы. Крайний слева участник становится альпинистом. Нужно пройти всем по очереди, не упав в пропасть.
Ведущий. Осторожнее, друзья! Вы оказались в непосредственной близости от опасности. Вас подстерегает пропасть, в которую легко упасть. Соберитесь, сконцентрируйтесь и — вперед!

«Лабиринт»

Выполнение — 1 минута.
Ведущий. Сейчас вам предстоит одна из труднейших задач, которую пытаются решить люди во все времена. Вашему рыцарству нужно пробраться сквозь лабиринт. Вам кажется, что это просто? Посмотрим!
Прохождение лабиринта. После успешного прохождения лабиринта рыцарство получает копье, которое указывает им направление к финишу.

«Дом»

Выполнение — 15 минут.
Ведущий. Мне кажется, что вы устали, вам необходим отдых. Впереди дом, где вы можете отдохнуть. Но дом этот — необыкновенный: заселяться в него вы можете только по определенным правилам.
Правила:
— сначала команда решает, в каком порядке участники заходят в дом;
— участники заходят по одному и выбирают себе место;
— если привлекательное для игрока место уже занято, игроку необходимо договориться с занявшим о переселении.
В соседнем помещении вывешивается план дома (квартиры), где все комнаты отличаются друг от друга количеством проживающих, наличием удобств, средств связи и т.п. Участники по одному заходят в дом и выбирают себе место для проживания.

«Великий Мерлин»

Выполнение — 3 минуты.
Если на этот этап команда пришла с этапа «Лилипуты и великаны», то автоматически дается подсказка по выполнению задания.
Ведущий. Встречали ли вы в своей жизни людей мудрых? Кто такие мудрецы? Хотелось бы узнать, а вы — люди мудрые? Для выяснения этого вам предлагается решить одну из философских задач.
Дети выбирают одну из карточек с задачей и решают ее.
(Примерные задачи см. в Приложении 3.)

«Автобус»

Выполнение — 7 минут.
Для этого упражнения требуется помощь соперников.
Ведущий. Чего только ни встретили странники на своем пути! Равнины, реки, пропасти, горы! Преодолеть любые препятствия вам поможет сплоченность и взаимопомощь. Давайте проверим вашу сплоченность.
Плотно прижимаясь друг к другу, участники одной из команд встают в кучу, аналогично пассажирам автобуса. Раздаются роли кондуктора, водителя, пассажиров. Задача игрока другой команды: прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом и хитростью, а напором и физической силой. Люди в «автобусе» не имеют права цеплять руками игрока или цепляться руками друг за друга.

Анна ОЖГИБЕСОВА,
воспитатель
лечебно-оздоровительного
комплекса «Заря»,
студентка
психолого-педагогического
факультета
Удмуртского госуниверситета,

Лариса ТЕЛЬНОВА,
психолог ЛОК «Заря»,
г. Ижевск

Окончание следует