Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2003

СВЕРИМ НАШИ ШАБЛОНЫ?

Ну, вот отпуск и пролетел. Длинный ли, короткий, а все равно — как не бывало. На пороге осень, и новый учебный год, еще даже не начавшись, уже вошел в нашу жизнь августовскими педсоветами и педчтениями.
Те психологи, которые в официальном наименовании своей должности носят приставку «педагог», принимают в этих церемониальных мероприятиях активное участие. Или нет, пожалуй, все-таки не активное, а пассивное. Устами какого-то начальства их учат уму-разуму чаще, чем дают возможность высказаться и обсудить реальные проблемы. Какая уж тут активность?
Нередко психологам даже выделяют отдельную аудиторию и организуют для них что-то специальное и актуальное — на злобу дня. Обычно эта «злоба» меняется год от года, но, к сожалению, не утрачивает своего злобного характера. То на недостаток образованности сердились, то на слабость организационной структуры гневались, то бранили за увлечение диагностикой.
И как-то нет ощущения, что сия злоба носит конструктивный характер. Скорее — она просто перетекает, перенаправляется с одного предмета на другой, а проблемы не решаются. Или решаются как-то сами собой, в связи с естественным профессиональным ростом молодой (все еще!) гильдии психологов, а не в результате комплекса мероприятий по «недопущению впредь».
В этом году, похоже, новая напасть — называется «стандартизация». Руководители всех рангов и мастей наперебой жалуются с трибун и из-за столов президиума на психологическую вольницу. Например, недавно один из крупнейших московских психологических начальников пожаловался, что в Москве нет двух школ, которые бы одинаково проводили обследование детей при поступлении в первый класс. Еще немного, и начнут сетовать на то, что и сами школы-то разные. И это под ритуальные заклинания о ценности вариативного образования.
А в Питере в начале лета другие начальники, уже всероссийского масштаба, объявили о необходимости отобрать из имеющихся методик несколько, сертифицировать их министерским благоволением, а остальные к использованию запретить.
Чувствуете, куда ветер дует? Стандартизованные методики, стандартизованные программы, стандартизованные психологи, стандартизованные школы... Скоро захотят и детей сделать стандартизованными! Или уже хотят?
Нет, трудно поверить в полезность всеобщей унификации. Дети, психологи, учителя и родители, связанные в канцелярскую общность «участники образовательного процесса», вряд ли испытывают потребность стать стандартно одинаковыми.
А тогда кому это надо? Кому плохо, что психологов учат по-разному? Кому плохо, что детей неодинаково обследуют при приеме в разные школы? Кому плохо, что психологи осваивают разные наборы методик?
Ответ легко найти по старинной римской формуле «cui prodest», то есть «кому выгодно». Тем, кто не верит, что школьный психолог способен самостоятельно отделить плохое от хорошего. Тем, кто боится свободы выбора. Тем, кто хочет рулить и контролировать. Тем, кто предпочитает сидеть на раздаче и ставить гриф «годен — не годен». Тем, кто производит шаблоны. Тем, кому главное — управлять.
Не будем показывать пальцами.

Марк САРТАН