Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2003


ГИЛЬДИЯ

ОСЕННИЕ ВОПРОСЫ

Осень — пора неспешная. Природа навевает задумчивость, и мысли парят над повседневностью, касаясь все больше вопросов «о главном». И не так уж важно, что именно представляет собой это «главное»: судьбы ли человечества, будущее твоей страны или твоя собственная жизнь...

А ЧТО ОНИ МОГУТ?

Жизнь в профессии — очень важная часть бытия современного человека. К психологам это относится в особенности. Опыт показывает, что психология — это не только и столько профессия, сколько образ жизни и склад мыслей. А это значит, что успешность в профессии («успехи в труде», как было принято говорить не так давно) — немаловажная составляющая общего ощущения успешности, если хотите — «опредмеченности» жизни.
Наверное, это относится не ко всем, но что-то подсказывает мне, что ко многим из нас.
Год за годом удлиняется век нашей профессии. Подходит к концу второй десяток лет ее жизни в рамках образования, но вопросы той самой «опредмеченности» остаются неопределенными. Нас то признают как важную силу развития современного образования, то отбрасывают на его периферию.
Это в целом, по стране. То же самое — в жизни конкретных школ и конкретных специалистов. То мы чувствуем себя востребованными, понятыми, глубоко укоренившимися на «школьной полянке» связей и отношений, то нас вновь снаружи и изнутри одолевают вопросы: а зачем школе нужны психологи? А каков конкретный продукт их деятельности? А какова мера их ответственности? Да что они вообще могут?
Не знаю, может быть есть среди нас, дорогие коллеги, такие специалисты, которые раз и навсегда нашли свое место в образовании, укоренились, опредметились и избавились от навязчиво-болезненных вопросов.
Про себя могу сказать честно: не удалось. Вопросы эти периодически возвращаются. Их озвучивают то педагоги, то родители, то они сами собой возникают в ходе какого-нибудь особо «удачного» психологического мероприятия коллег по цеху или в результате собственных очевидных промахов.
Вот и съезд, прошедший в мае, способствовал их актуализации...

ИГРА НА СЕМИНАРЕ

Начинается новый учебный год. Если нас и тех, кто работает вместе и рядом с нами, одолевают осенние вопросы о задачах и границах возможностей психолога в школе, что можно предпринять? Как помочь себе и окружающим?
Например, можно провести игру (семинар) с педагогическим коллективом на эту тему. Такого типа игра была разработана и проведена нами с группой администраторов (директоров, завучей) и психологов Нижнего Новгорода (семинар был организован по инициативе Нижегородского центра непрерывного образования). Мы с удовольствием поделимся с вами ее сценарием.
Цель игры — определение тех изменений образовательной среды школы, которые связаны с деятельностью школьной психологической службы. Так как семинару предшествовала большая работа, к моменту проведения игры участники уже имели на руках первые варианты моделей деятельности психолога в конкретных школах с обозначением целей и задач, основных направлений и алгоритмов деятельности.
Такую же работу необходимо провести и тем психологам, которые решат предложить подобное действо администрации своей школы. Желательно, чтобы ведущим игры был именно представитель администрации, а не психолог.
Первая часть игры — информационная. Психолог знакомит педагогический коллектив (в другом варианте участниками игры могут быть председатели методических объединений и административный состав школы) с предлагаемой моделью своей деятельности.

СОГЛАСОВАННАЯ МОДЕЛЬ

К этому моменту модель уже согласована с директором, а в нашем случае — создана в сотрудничестве психолога и директора (о технологии такого сотрудничества наша газета уже писала, см. «Школьный психолог», № 3, 2003). Желательно представить модель понятно, целостно и с привлечением наглядных средств: схем, таблиц и т.д.
Очень важно, чтобы участники семинара в процессе рассказа психолога и его ответов на дополнительные вопросы действительно смогли себе представить, как будет проходить в этом году психологическая работа.
Второй этап игры — постановка конкретных вопросов для обсуждения на данной игре (семинаре). Ведущий предлагает участникам для последовательного обсуждения три вопроса:
Какие новые профессиональные и личные возможности открываются перед различными специалистами школы (классными руководителями, педагогами-предметниками и администрацией, прежде всего) в связи с реализацией данного варианта психологической работы в школе?
Каковы границы профессиональной компетентности психолога в рамках данной модели (то есть какие психологические проблемы и задачи образовательного процесса она не охватывает и что с этими проблемами и задачами делать)?
Какие новые обязанности и направления деятельности появляются у различных специалистов школы в связи с реализацией данного варианта психологической работы и какие управленческие решения в связи с этим необходимо принимать?

Далее организуется работа по обсуждению поставленных вопросов.
В случае если работает весь педколлектив, работа организуется так: создается несколько групп предметников (можно по методическим объединениям), группа классных руководителей и административная группа. Если работают несколько человек, обсуждение можно проводить в форме групповой дискуссии.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Мы приводим результаты, к которым пришли участники проводимого нами семинара. С одной стороны, они весьма показательны, с другой стороны — нужно помнить, что в игре участвовали завучи, директора и психологи, которые «прикладывали» к себе роли педагогов.
Итак, отвечая на вопрос, какие новые профессиональные и личные возможности открываются перед различными специалистами школы в связи с реализацией данного варианта психологической работы, участники семинара выделили следующее.

ЛИЦОМ К ПЕДАГОГУ

Надо сказать, что участники семинара были очень довольны результатами этого этапа работы. Во-первых, речь шла о новых возможностях, о точках роста. Во-вторых, эти возможности обрели конкретную форму, и стало понятно, в сотрудничестве с каким специалистом они могут быть реализованы. Работа психолога словно приобрела новые краски. А можно сказать и так: она развернулась лицом к педагогам.
Отвечая на второй вопрос, участники обрисовали те психологические запросы образовательной среды, которые не удовлетворяются при построении психологической работы по тому или иному типу.
В принципе, участники восприняли такую постановку вопроса как совершенно естественную: психолог, даже целая психологическая служба, не может обеспечить решение всех психологических проблем. Скажем, никакая модель работы психолога в школе не охватывает семейных проблем педагогов, крайне редко (и правильно) школьные психологи вообще работают с личными проблемами учителей.
Вопрос повышения квалификации педагогов в сфере психологических знаний или, допустим, их личностный рост — это тоже забота не школьного психолога. И так далее.
У каждой модели психологической работы в школе свои рамки. Это нормально, и думать нужно о том, как с этими «не охваченными» психологическими вопросами быть: отправлять педагогов на курсы повышения квалификации, информировать их о возможностях решения их психологических проблем и задач личностного роста вне школы, отставить их в сторону и т.д. Это отдельная тема для размышлений, прежде всего — администрации.
Наконец, третий вопрос, очень болезненный. С одной стороны, это совершенно естественно: психологическая работа в школе не может не приводить к расширению функционала и появлению новых направлений и форм деятельности других специалистов школы.
Школа — это система, в ней все специалисты взаимосвязаны. В противном случае психолог оказывается вне системы школьных деловых связей, а его деятельность становится практически не эффективной.
Факт естественный, но как-то ускользающий из поля зрения как самих психологов, которые не оговаривают его с администрацией, так и администраторов, не предпринимающих необходимых управленческих шагов.

СОПРЯЖЕННЫЙ ФУНКЦИОНАЛ

На нашем семинаре мы предложили участникам соотнести виды деятельности психолога (в рамках основных направлений его работы) с видами деятельности других специалистов.
Работа также может быть организована по группам. Причем желательно, чтобы в каждой группе были и администраторы, и педагоги-предметники, и классные руководители.
Каждой группе предлагается обозначить новые обязанности одного из школьных специалистов (например, классного руководителя).
Психолог заранее готовит таблицы, в которых заполнен первый столбец, а именно: «Направления и виды работ, выполняемых психологом». Остальные столбцы заполняют участники на семинаре, а затем делятся друг с другом результатами.
В целом таблица выглядит примерно так:
В результате объединения таблиц, созданных каждой группой, получается сводная таблица. Ее анализ позволяет понять, как и в какой степени деятельность психолога изменяет (а по сути — усложняет) профессиональную деятельность других специалистов школы.
Дальнейшая работа может строиться различно. Можно непосредственно обсудить с коллективом школы, готовы ли люди к новым обязанностям. Можно принять эту информацию как факт, а затем разрабатывать систему управленческой поддержки деятельности психолога уже административным коллективом.
В любом случае такой игровой семинар позволяет участникам увидеть психологическую деятельность в контексте всей системы работы школы, лучше понять возможности психолога и осознать те трудности, которые у него неизбежно возникают.
Это может быть хорошим началом нового учебного года.

Классные руководители. Новые возможности:

Профессиональные Личные
Более глубокое знание детей и ученических коллективов
Возможность более грамотно оказывать детям помощь в решении их личностных проблем
Расширение собственной “методической копилки”
Более грамотное построение работы с родителями
Более эффективное общение с детьми
Рост авторитета в коллективе,
самооценки, развитие
рефлексивных способностей
c
c

Педагоги-предметники. Новые возможности:

   
Возможность постановки более серьезных методических задач
Реализация обоснованного дифференцированного подхода к учащимся
Более эффективное общение с детьми
Освоение более эффективных технологий построения собственной деятельности (в том числе — сохраняющих физическое и психическое здоровье)
Удовлетворенность педагогическим трудом
Поддержание здоровья и долголетия в профессии
Профессиональное развитие, получение новых знаний и умений

Администрация школы. Новые возможности:

Профессиональные Личные
Большая информированность в вопросах, связанных
с осуществлением дифференцированного подхода
в обучении;
расстановкой кадров, организацией методической работы
с педагогами; поддержанием эмоционального климата
в коллективе
Получение психологических рекомендаций по вопросам взаимодействия  с педагогами и родителями
Разработка стратегии разрешения конфликтных ситуаций
в школьной системе отношений
Рост уверенности в
правильности принятых
управленческих решений
Совершенствование профессиональных навыков
Рост эмоциональной стабильности

 

Направления
и виды работ,
выполняемых
психологом

«Сопряженный» функционал других школьных специалистов
Классный
руководитель
Завуч Социальный
педагог
Педагог-
предметник

 

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук