Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3–9 ЛЕТ

О.В. Хухлаева
М.: Генезис, 2003

«...А я бы хотела, чтобы мои дети, внуки, правнуки умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить небо, ветер, звезды, волны — это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути».
Читать эту книгу было захватывающе интересно. Рецензировать — сущее мучение. Хочется сказать: «Без комментариев» — и попросить поверить на слово.
В самом деле, какие могут быть комментарии к сборнику практических материалов для работы с детьми? Особенно к сборнику О.В. Хухлаевой?
Есть практические психологи, живущие в постоянном творческом поиске. Именно их творческие находки — потенциал и душа практической психологии в образовании. «Практические материалы для работы с детьми», совсем недавно выпущенные издательством «Генезис», — еще одно тому подтверждение. Конечно, сегодня при желании можно найти немало различных сборников практических материалов. Но этот заслуживает особого внимания.
К этой книге очень подходит выражение «по существу». Здесь нет расплывчатых формул и подробных методологических отступлений. Здесь только практика — живая, повседневная и необыкновенно увлекательная как для детей, так и для самого психолога.
Десятки способов прикоснуться к детской душе, дать ей возможность выразить себя и научить любить — себя и других. Сказки-метафоры для помощи в решении Очень Важных Проблем — новые, не тронутые вековой пылью, и все же — прекрасные, интересные, талантливые.
Все предлагаемые материалы удобно систематизированы в соответствии с проблематикой и возрастными категориями.
В начале книги — краткие, но ценные указания и советы психологам, проводящим групповые занятия с детьми. Есть раздел, содержащий методические материалы для проведения психологических занятий в детском саду и начальной школе (с эмоциональным, когнитивным и поведенческим блоком, а также соответствующими упражнениями). В конце — приложение с рисунками, нужными для проведения некоторых игр и упражнений. Ничего лишнего, только практика.
И все же... Внимательный читатель найдет в этом сугубо практическом сборнике немало важной информации, которая присутствует в каждой строке, а точнее — между строк. Это книга для наших детей и потому — о них, об их мире, книга — как способ встречи с этим миром и одновременно — продукт этих встреч.
Это действительно живой сборник упражнений, сказок и игр, рожденных в повседневной психологической работе, результат профессионализма и психологического творчества самого автора, его коллег и студентов, талантливых, неравнодушных и ищущих.
Есть такие психологи. Есть такие авторы, чьи книги вызывают неизменный интерес. И есть такие практические материалы, за которыми огромный опыт, постоянный поиск и открытия, а еще — много радости и грусти, улыбок, смеха, удивления, восхищения...
Всего, что сопровождает обычную работу с детьми.

Татьяна ГРОМОВА