Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2003


РЕПОРТАЖ

ПУТЬ К СЕБЕ

Первая летняя школа
по экзистенциальной психологии

15–22 июня 2003 года в Подмосковье состоялись занятия I Летней школы по экзистенциальной психологии. Организатором стал Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества (руководитель института — доктор психологических наук профессор Д.А. Леонтьев). Экзистенциализм, или философия существования, формировался в первой половине XX века и строился на основе теорий и идей С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше, а также феноменологии Э. Гуссерля и философской антропологии М. Шелера.
Основные положения экзистенциализма отражены в работах М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра, А. Камю, Л. Шестова, Н. Бердяева и др.
Идеи экзистенциализма популярны в разных странах и разных областях человеческого знания, так как его основные вопросы — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — актуальны для любой культуры.

Экзистенциальная психология — относительно молодая ветвь отечественной науки, а потому вопросов здесь больше, чем ответов. Собственно, основной идеей Летней школы и было формирование профессионального сообщества, заинтересованного в развитии данного направления в России. Причем речь идет не только о психологах, но и о педагогах, философах и даже лингвистах. География участников была так же широка, как и социально-возрастной состав — от студентов и аспирантов до профессоров и доцентов; от маститых теоретиков до начинающих практиков; от Москвы и Санкт-Петербурга до Томска и Таллинна.
Интересно и методически грамотно строились занятия: теория перемежалась с тренингами и играми, большое место отводилось рефлексии, нашлось время и для супервизии отдельного психотерапевтического случая, и для оригинального занятия на свежем воздухе.
К слову сказать, окружающая природа и роскошные бытовые условия максимально способствовали не только психологическому, но и физиологическому комфорту участников.
Каждый день работы был посвящен определенной теме: «Несовершенство и риск", «Усилие и преодоление", «Жизнетворчество ребенка и воспитание родителя", «Биография и выбор", «Понимание и открытие", «Встреча и одиночество".
В работе школы в качестве ведущих принимали участие самые разные специалисты, которые не только представили свои идеи, но и показали конкретные технологии их реализации.
Объем газетной статьи не позволяет увлекаться подробностями, однако было бы несправедливо лишить читателя хотя бы конспективного знакомства с интересными находками в профессиональном психолого-педагогическом поле.
С. Кривцова и Н. Дедко (Москва) познакомили участников с идеями Альфрида Лэнгле (ученика В.Франкла), которые в русском переводе представлены довольно фрагментарно. Его «трехмерная» модель человека включает в себя Соматическое, Психодинамическое и Персональное. По мнению Лэнгле, человек, приходя в мир, встает перед рядом вопросов и, не находя ответов, действует двумя способами: персональным либо неперсональным. Главный критерий персональности по Лэнгле — диалогичность, обращенная и к себе, и к миру.
Лэнгле выстраивает 4 этапа персоналистического развития, каждый из которых можно сформулировать в виде вопросов:
I — Могу ли я быть в этом мире? (принятие несовершенства мира);
II — Нравится ли мне моя жизнь? (определение качества своей жизни);
III — Имею ли я право быть таким, какой есть? (отграничение собственного);
IV — Что из этого я могу внести в мир? (обнаружение смысла собственной жизни).
Отметим, что идеи А. Лэнгле могут быть использованы в современной педагогике, так как проблема развития внутреннего мира человека и способов его общения с миром сегодня волнует и учителей, и родителей.
В качестве памятки для родителей и педагогов участники записали советы Лэнгле «9 шагов: как говорить о неприятном?".
Р. Ахмеров (Набережные Челны), один из разработчиков биографического тренинга на основе метода каузометрии и широко известной программы «Life Line", не только представил методику исследования жизненного пути личности, но и провел тренинг с присутствующими по оценке их собственной жизни. Самым забавным стало определение психологического возраста участников. Как оказалось, не у всех биографические параметры совпали с психологическими.
Данный метод можно использовать и в диагностических, и в психотерапевтических целях — ведь когда человек начинает размышлять о причинно-следственных связях своей жизни, многие события меняют «вес", что важно не столько для исследования прошлого, сколько для выстраивания жизненных перспектив.
В. Летуновский (Москва) для проведения тренинга, основанного на экзистенциально-инициальном ("жизнеизменяющем") подходе, пригласил всех на лесную поляну. Пожалуй, с такими «инструментами", как деревянные японские мечи (боккены), участники работали впервые. Душа и Тело... Насколько удается нам управлять собой, насколько можем мы выразить себя через Действие? А если напротив тебя Другой человек, и тоже с мечом, — что меняется в наших действиях? Мы отступаем? Отвоевываем свое пространство? Предлагаем компромисс?.. Наверное, эти упражнения были самыми необычными из тех, которые пришлось выполнять участникам во время школы. И снова они открыли для себя новые грани собственной личности.
Е. Мазур (Москва) элегантно показала способ работы с людьми, пережившими травму ("Экзистенциально-соматическая работа с травмой"). Как правило, событие становится травматичным тогда, когда нет ресурсов для его полноценного ПЕРЕживания ("переработки").
В большинстве случаев, если в кризисный момент своей жизни человек не получил адекватной помощи, специалисту приходится работать с целым комплексом психологических нарушений — закрытость, скованность, одиночество (множественная травма). Акцент здесь делается не столько на содержании, сколько на процессе, во время которого важно «уметь сочувствовать и оставаться собой» (Х. Когут).
Экзистенциально-соматическая терапия помогает человеку вспомнить тот опыт, которого он был лишен до этого: умение раскрыться, умение принимать помощь, умение доверять другим. Основная задача терапевта здесь — помочь человеку раскрыть глубину его переживания, показать свое со-переживание и помочь ему обрести не новое, а — вновь...
Е. Яцута (Кемерово) работает с... текстом. Каждый из нас когда-то на уроках читал литературные произведения по ролям. Но задумывались ли мы о том, какие разные смыслы можно вложить в одни и те же слова? А еще — как по-разному звучат слова в разных контекстах? И еще — как по-разному интерпретируют наши слова разные люди?
Еще в Библии говорится о том, что слова, сказанные Петром о Павле, больше говорят о Петре, чем о Павле. Тот же вывод можно было сделать и из этого оригинального занятия, больше похожего сначала на репетицию в школьном театре, потом — на жаркую научную дискуссию, потом — на глубокий психотерапевтический сеанс, где обсуждение превратилось в мощную рефлексию услышанного, сказанного и прочитанного.
Рабочим материалом послужил текст диалога между М. Бубером и К. Роджерсом, состоявшегося 18 апреля 1957 года, однако вряд ли они могли предположить, что их вежливая беседа о гуманистических позициях друг друга послужит мощным толчком к раскрытию личностных смыслов участников тренинга.
Вопросы, которые затрагивались в процессе обсуждения, касались разности языков, дифференциации идей и людей, способов принятия и подтверждения, — в общем, всего того, что стоит за выражением своего отношения к собеседнику. Кстати, как выяснилось в процессе анализа текста, диалог (в смысле — разговор двух людей) может и не быть общением. А понимание текста, как известно, это «домысел замысла автора» (Г.Л. Тульчинский). Таким образом, текст может быть той точкой опоры, через которую можно перейти, как по подвесному мосту, на другую сторону. И этот переход (понимание, смена позиции) может быть небезопасным...
Ф. Василюк (Москва), в отличие от других ведущих, работал не с чувствами, не с телом, не с текстом и словом, а с молчанием. Оказалось, в молчании скрыты великие возможности, и люди могут существенно различаться по тому, как они молчат.
Было ли это техникой, упражнением, игрой? Скорее — прорывом в иную реальность, где осознанное безмолвие поворачивает человека лицом к себе, своему внутреннему миру, своему бытию. Минута за минутой, час за часом, опираясь на бег секундной стрелки, участники тренинга проникали в неведомые слои собственной сути, одновременно оказавшись необычными свидетелями и чужих поисков.
«Если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир", — сказал когда-то Виктор Франкл. Но мир можно познавать и вот так — молча. Главное — делать это внимательно и осмысленно, изнутри.
Д. Леонтьев (Москва) представлял экзистенциальную психологию с научно-теоретической точки зрения. Особенно интересным было структурирование основных направлений экзистенциальной психологии в виде своеобразной карты — от истории и истоков до современности.
Участники разбирались, чем отличается подход Л. Бинсвангера, «прародителя» дазайн-анализа
(Ж. Кондрау), от подхода В. Франкла (логотерапия) и его последователей (А. Лэнгле — персонологическо-экзистенциальный анализ; Э. Лукас — ортодоксальная логотерапия; И. Ялом — эклектическая).
Оказалось также, что среди отечественных ученых к вопросам экзистенциализма и самодетерминации обращались и М. Бахтин (его работы близки Бинсвангеру и Буберу), и М. Мамардашвили ("Психологическая топология пути"), и А.Н. Леонтьев, который пришел к выводу, что проблема личности — это проблема того, как использовать врожденное и приобретенное.
Помимо безусловных преимуществ экзистенциальной психотерапии (не претендующей, заметим, на эксклюзивность и универсальность использования), Д. Леонтьев остановился и на тех позициях, которые вызывают критические замечания со стороны представителей иных психологических школ.
Да, экзистенциальная психология противится структурированию, а феноменологический подход не везде признают научным методом познания. Однако до сих пор в психологии нет универсальной теории личности, которая устраивала бы всех.
Несомненно здесь только одно: пожалуй, ни одно направление в психологии не было так тесно связано со смежными науками, которые «занимаются человеком» с разных сторон, исследуя его взаимоотношения с природой, техникой, культурой и искусством, народами, политикой и — в конце концов — с самим собой.
Е. Калитеевская и Д. Леонтьев, как основные ведущие, органично дополняли друг друга. Блестящие теоретические размышления Дмитрия, погружавшие участников в научные основания экзистенциализма, переходили на следующем занятии в интерактивные игры и тренинги, которые вела Елена.
Кстати, великолепная игра в «Королевство", предложенная Леной в самый первый день, стала замечательным прологом ко всей школе. Согласитесь, жить и общаться в тобой же созданном «государстве» как-то спокойнее, да и диапазон участников, открытый благодаря этой игре, послужил хорошим стимулом для самораскрытия других. Известно ведь, что человек, как цветок, раскрывается только при хорошей погоде. Можно смело сказать, что погода регулировалась чутким и внимательным участием Елены во всех мероприятиях школы.
Участникам был предложен большой выбор фильмов, художественных и документальных, учебной и научной литературы и — ночные посиделки с гитарой, прогулки к Москве-реке, общение с квакающими лягушками и созерцание цветущих лилий. По мнению собравшихся, в результате все испытали «чувство глубокого оплодотворения".

Но самым важным достижением школы в процессе обучения явилось обретение человеческих связей, расширение внутреннего пространства каждого из участников и открытие ими новых личностных смыслов. Наш диалог состоялся. Но как в одном месте совершенно случайным образом удалось собрать столько талантливых и по-человечески красивых людей — уму непостижимо...

Ирина ХОМЕНКО
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург

ЛИТЕРАТУРА

Диалог Карла Роджерса и Мартина Бубера // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 4. (Комментарий: Ф. Василюк. Я и ТЫ: истина неравенства.)
Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. — М., 2003.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., 2003.
Летуновский В.В. Работа с телом в экзистенциальной терапии (онтоцентрический подход) // Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 4.
Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. — М., 2003.
Лэнгле А. Значение самопознания в экзистенциальном анализе и логотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 4.
Лэнгле А. Стоит ли полагаться на свои чувства?/ Педология, 2002, № 3.
Лэнгле А. Экзистенциальный анализ — найти согласие с жизнью // Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1.