Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №34/2003


АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

НОРМАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
НОРМАЛЬНОГО РЕБЕНКА

С.С. Степанов
М.: Генезис, 2002

«Нормальные проблемы нормального ребенка» — из тех книг, что предназначены «для широкого круга читателей», а в основном — для беспокойных мам, ищущих утешения и спасения от родительской тревоги на книжных прилавках. Это психологически обоснованное доказательство того, что каждая мама не одинока в своих треволнениях, что каждая ее проблема — типична и имеет не одно научное объяснение и, конечно, способы решения (советы прилагаются).
Одним словом, нормальная книга, пополнившая ряд доступной и популярной психологической литературы и... вызывающая массу разнообразных и противоречивых эмоций — от раздражения до желания снять ксерокопию.
Содержание производит впечатление универсальностью и актуальностью затрагиваемых тем. «Детская игрушка: развлечение или судьба?», «Карманные деньги как средство воспитания», «В «звезды» с пеленок», «Компьютер — лекарство или наркотик?» — названия глав соблазняют как мам, так и специалистов в области психологии и педагогики. Тематика разнообразна: от эдипова комплекса и детской сексуальности до «тепличного» воспитания и истоков застенчивости. Заманчиво? Очень.
Но...
«Нормальные проблемы...» обладают качеством, которое равно можно отнести как к достоинствам, так и к недостаткам. Субъективность. Если книгу можно сравнить со встречей автора и читателя, то это — встреча с профессиональным психологом и «практикующим» отцом, который делится с читателем своими взглядами на проблемы современного ребенка и своей болью за ошибки современных родителей. В этом — живая душа книги. В этом — опасность внушения.
Автор эмоционален, убедителен и категоричен в своих суждениях и оценках, которых в книге немало. Между тем книга — собеседник, максимум — советчик, но не диктатор. И родителю необходимо обладать элементарным здравомыслием, чтобы не поддаться соблазну и не стать бездумным потребителем чужих мнений и взглядов.
Можно ли рекомендовать «Нормальные проблемы...» психологам-специалистам? Да, если им небезынтересно узнать мнение своего коллеги о современном семейном воспитании. Почти наверняка что-то вызовет интерес, а что-то — отторжение и желание поспорить. Это нормально, ведь это — встреча с автором, с его мыслями, его негодованием, печалью и надеждой, а разве это может оставить равнодушным?
Но было и так, что после абзацев недоумения и страниц несогласия вдруг открывалась Страница. О проблеме, над которой не задумывался. Или о том ее аспекте, который выпадал из профессионального поля зрения. Или просто Страница с частным мнением автора о том, что давно уже наболело и у тебя, но не выразилось еще в словах. Тогда мысли автора и читателя звучат в унисон, и последний перечитывает строки снова и снова и делает пометки в блокноте, чтобы не забыть прочитанное. Спасибо автору.
Книга не подразумевает дискуссии. Это, по сути, монолог. А монолог (живой, эмоциональный, субъективный) — это встреча с другой позицией, с другим взглядом, с другой душой. Не догма, не руководство к действию — подобное восприятие книги было бы поверхностным и инфантильным. Это просто встреча автора и читателя. И это нормально.

Татьяна ГРОМОВА